Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Беседа с психологом пример

Беседа с психологом пример

Беседа с психологом пример

Содержание диагностической беседы с подростком


В начале беседы не стоит задавать прямых вопросов о душевном состоянии подростка; Ребенок лучше освоится в общении с психологом, отвечая поначалу на вопросы, касающиеся его режима дня (Во сколько ты встаешь? Сколько времени уходит на завтрак?

Кто готовит завтрак? Тебя кто-нибудь из членов семьи провожает в школу?

Во сколько ты обычно приходишь домой после окончания занятий в школе?

Обедаешь ли ты после прихода из школы?

Сам ли разогреваешь обед? Когда ты гуляешь? Сколько времени тратишь на прогулку?

С кем ты гуляешь? Когда ты готовишь уроки?

Сколько времени тратишь на подготовку домашних заданий? Если у тебя не получается какая-нибудь задача, обращаешься ли ты к кому-нибудь за помощью? Во сколько с работы приходят твои родители?

Как вы проводите время? Когда вся семья собирается вместе? Сколько времени ты смотришь телевизор (видеомагнитофон)? Во сколько ты ужинаешь и ложишься спать?).Подобные вопросы и ответы на них позволяют обрисовать картину жизни ребенка, его взаимоотношений с членами семьи и другими окружающими его людьми.

Например, имея эту информацию, психолог адекватнее проинтерпретирует результаты теста «Рисунок семьи».Далее следует блок вопросов, касающихся семьи ребенка.

Их можно задавать вразбивку, особенно если ребенка настораживает и тревожит большое количество вопросов о. семье. Следует поинтересоваться, кем работают родители, какова область их интересов, каков режим их работы, как проводят свое свободное время, сколько времени затрачивают на общение с детьми (прогулки, покупки в магазинах, чтение, просмотр телевизионных передач, отдых и т. д.), кто из членов семьи является ее главой; как сложились отношения у подростка с его братьями и сестрами, дедушками и бабушками; как подросток обычно проводит летние и зимние каникулы.После установления контакта следуют вопросы, касающиеся личности ребенка.

Следует отметить, что вопросы, касающиеся мировоззрения, уместно задавать старшеклассникам, так как большинство подростков еще не готовы к их обсуждению.Далее следуют вопросы, касающиеся интересов самого подростка.

  1. Увлекаешься ли ты чем-нибудь? Что ты любишь больше всего делать? Какое занятие для тебя самое любимое? Есть ли у тебя хобби?
  2. Как ты относишься к спорту? Занимался ли ты каким-нибудь видом спорта? Если бросил заниматься, то почему? Собираешься ли возобновлять занятия?
  3. Любишь ли ты смотреть кино- и видеофильмы? Какие фильмы тебе нравятся больше всего? Кто твой любимый герой? Смотришь ли ты телесериалы? (Если подросток смотрит телесериал, который идет по телевидению в момент обследования, то следует расспросить его о любимых героях, об интересных эпизодах, кому сочувствует, кого ненавидит, как и кому из героев хотел бы помочь).
  4. Любишь ли ты читать? Какие книги тебе наиболее интересны? Какую книгу ты читаешь сейчас? Какую книгу ты только что прочитал? О чем она? Кто твой любимый автор? Кто твой любимый герой? Кому из книжных героев ты хотел бы подражать? (Задается большое количество вопросов в связи с тем, что дети иногда говорят, что они любят читать, просто для того, чтобы произвести хорошее впечатление.)
  5. Занимаешься ли ты в каком-нибудь кружке? (Если нет, то, в каком кружке хотел бы заниматься — технического творчества, драматическом, хореографическом, изобразительного искусства и т.д.)

Далее необходимо поинтересоваться, есть ли у подростка мечта. Если подросток затрудняется ответить на этот вопрос, то у него следует спросить, что он сделал бы, если бы у него была возможность обратиться к золотой рыбке и он мог загадать три любых желания, которые непременно исполнились бы.У подростка следует также выяснить, что и кого он больше всего ненавидит.Интерес представляет отношение подростка к созданию в будущем семьи:

  1. Создашь ли ты семью, когда вырастешь? Сколько бы тебе хотелось иметь детей? Хотел бы ты, чтобы родители жили вместе с тобой или отдельно?
  2. Рассчитываешь ли ты, что у тебя будет квартира, дача, дом, машина и т.д. Как быстро? Как ты собираешься достичь материального благополучия – сам, с помощью родителей и т.д.?

Младшие подростки иногда испытывают затруднения, отвечая на эти вопросы.

В старшем школьном возрасте эти затруднения нередко возникают у тех подростков, у которых наблюдаются конфликтные отношения с родителями, отсутствие жизненных планов, низкая самооценка.В настоящее время в жизни человека большое значение приобретает религиозное мировоззрение.Чтобы разобраться в степени религиозности подростка и характере ее влияния на его личность, необходимо поинтересоваться не только тем, верит ли подросток в бога, но и установить, насколько глубоко он верит, как свою веру переживает.

В старшем школьном возрасте эти затруднения нередко возникают у тех подростков, у которых наблюдаются конфликтные отношения с родителями, отсутствие жизненных планов, низкая самооценка.В настоящее время в жизни человека большое значение приобретает религиозное мировоззрение.Чтобы разобраться в степени религиозности подростка и характере ее влияния на его личность, необходимо поинтересоваться не только тем, верит ли подросток в бога, но и установить, насколько глубоко он верит, как свою веру переживает. Это можно сделать с помощью следующих вопросов:– Веришь ли ты в бога? Ходишь ли ты в церковь? Как часто ты посещаешь церковь?

Что значит любить бога? Как к твоей религиозности относятся родители? Знаешь ли ты божественные заповеди и молитвы? Отмечаешь ли религиозные праздники?

Какие религиозные праздники ты знаешь? Какой религиозный праздник недавно прошел?

Как ты его отмечал? К какому религиозному празднику ты готовишься? Что ты для этого делаешь?Беседа используется также для изучения особенностей эрудиции и интеллекта подростков.

При этом необходимо обращать внимание на их речь: выражают ли они свои мысли односложно или в развернутой форме; легко ли понимают суть задаваемых вопросов; адекватно ли реагируют на шутки; склонны ли шутить сами; быстро ли реагируют на слова и замечания психолога.

О многом говорят взгляд, улыбка, жестикуляция детей и т.д.Нелишне поинтересоваться, как школьник сам оценивает свои возможности: считает ли он, что обладает какими-то выдающимися способностями или обладал ими раньше.В ходе беседы можно получить информацию о волевой регуляции подростка, которая уточняется при встречах с родителями и учителями, а также пополняется в ходе собственных наблюдений психолога.

  1. Считаешь ли ты себя ленивым человеком? Считают ли тебя ленивым учителя, родители, друзья?
  2. Есть ли у тебя какие-либо трудности в жизни? Как ты их преодолеваешь?
  3. Хотел бы стать более смелым человеком, чем ты есть сейчас?
  4. Как себя ведешь, когда у тебя что-либо не получается, например, задача по математике, чертеж, сборка велосипеда, шитье платья? (Естественно, содержание вопроса зависит от пола, интересов и возраста подростка.)
  5. Если перед выполнением намеченного дела твое внимание привлечет более интересное, но менее важное занятие, что ты предпочтешь? Например, классный руководитель попросил тебя прийти к определенному часу в школу, чтобы помочь оформить новый стенд, но перед выходом из дома ты обнаруживаешь, что по телевидению показывают новый интересный фильм с участием твоих любимых героев, который давно хотел посмотреть. Какое решение примешь – пойдешь в школу или останешься дома смотреть фильм?
  6. Считаешь ли себя организованным человеком? Придерживаешься ли определенного распорядка дня?
  7. Всегда ли доводишь начатое дело до конца или часто бросаешь его на полпути?

В процессе беседы нужно уделять больше внимания обсуждению конкретных фактов проявления воли (или безволия) у подростков.В конце беседы, когда устанавливаются доверительные отношения, следует приступить к изучению эмоциональной сферы ребенка. В результате можно получить предварительную информацию о способах реагирования подростка на стрессовую ситуацию, о причинах его эмоциональных переживаний, о глубине и силе переживаний.Можно задать следующие вопросы:– Какое настроение обычно бывает у тебя? Легко ли расстраиваешься, огорчаешься?

Что чаще всего тебя огорчает?Быстро ли твое настроение нормализируется, или ты долго переживаешь то, что случилось? Как ты реагируешь на то, что тебя расстраивает, – раздражаешься, плачешь, делаешь вид, что ничего не произошло, чувствуешь в душе горечь, обиду?Испытываешь ли ты чувство тоски, страха, тревожности, одиночества, подавленности? Возникает ли у тебя чувство вины за что-либо?Если подросток дает положительный ответ, то у него следует спросить:– Как часто эти чувства появляются у тебя?

Что ты ощущаешь, когда они возникают? Когда они появляются у тебя? В какое время дня они наиболее и наименее сильны? Пытаешься ли ты их преодолевать (если да, то как) или ждешь, когда они сами пройдут?

Если они проходят сами, то когда это обычно наступает?Помимо затяжного снижения настроения, у детей, страдающих от депрессий и неврозов, отмечается ухудшение аппетита, нарушение сна, появление соматических расстройств (разумеется, психолог должен разбираться в особенностях патологии и этих явлений). В этой связи необходимо выяснить у подростка, какой у него аппетит.

Если он говорит, что аппетит у него ухудшился, то следует спросить, с какого момента это началось, какие жизненные события этому предшествовали.– Не испытываешь ли общей разбитости, не появляются ли непонятные боли в разных частях тела? Когда они возникают? Опиши свои ощущения.– Как ты засыпаешь? Быстро или долго ворочаешься с боку на бок?

Какой у тебя сон – поверхностный или глубокий? (Если подросток не понимает вопроса, то ему надо объяснить, что поверхностный сон – это сон чуткий, когда человек вроде бы и спит, но при малейшем шорохе просыпается и т.д.) Видишь ли сны?

Какие сны ты видишь – цветные или черно-белые?

Сколько часов спишь, высыпаешься или нет? Часто ли плохо спишь или в какие-то определенные дни, когда происходят определенные события в твоей жизни? Как встаешь – тяжело или легко? Какие испытываешь ощущения после сна – бодрость, вялость, разбитость или ощущение, что вовсе не спал?В ходе беседы с подростком обсуждаются также вопросы, касающиеся его характера.– Доволен ли ты своим характером?
Какие испытываешь ощущения после сна – бодрость, вялость, разбитость или ощущение, что вовсе не спал?В ходе беседы с подростком обсуждаются также вопросы, касающиеся его характера.– Доволен ли ты своим характером? Какие черты характера тебе нравятся?

Какие не нравятся? Как окружающие -относятся к недостаткам твоего характера?

Как ты реагируешь на это? Пытаешься ли ты исправлять негативные черты своего характера?

Что для этого делаешь? Доволен ли характером близких людей, учителей, одноклассников? Какие черты характера тебе больше всего нравятся в людях, а какие больше всего не нравятся?Ответы на эти вопросы, в частности, являются основанием для изучения самооценки подростков.

Интересные данные можно получить, используя методику «Тест на самооценку».Важным показателем внутреннего состояния ребенка является его отношение к животным.– Есть ли в доме домашние животные? Кто за ними ухаживает? Любишь ли ты свою кошку (собаку)? Нравится ли тебе тискать животное?

Не появляется ли у тебя иногда желание причинить ему боль? Если ответ положительный, то когда оно чаще всего возникает: без причин, когда тебя наказывают, когда тебе запрещают что-либо делать, когда ты ссоришься с кем-либо из членов семьи, когда тебя бьют родители (если эти факты уже обсуждались в ходе беседы).Если в семье домашних животных нет, то следует выяснить, были ли они раньше, почему их нет в настоящее время, не отказались ли родители от содержания животных, потому что подросток их мучил. Естественно, что в прямой форме последний вопрос можно задать далеко не всегда.

Иногда предпочтительнее обсудить его с родителями.Большую роль в жизни любого школьника играют различные коллективы.

Поэтому в ходе беседы с подростками необходимо поинтересоваться такими вопросами, каковы его взаимоотношения со сверстниками в классе, во дворе, в спортивной секции и т.д. Необходимо выяснить, какое место подросток занимает в этих коллективах, особенно как к нему относятся одноклассники, какое место он хотел бы занимать в их среде.

Подростки могут переживать из-за того, что при достаточно высоком рейтинге они не могут стать лидерами в классе. В то же время они могут оставаться равнодушными к низкому рейтингу среди своих одноклассников, поскольку школьный коллектив не является для них такой референтной группой, как, скажем, коллектив спортивной секции, в которой они занимаются.Необходимо в деликатной форме поинтересоваться отношениями подростка со сверстниками противоположного пола, с какими переживаниями это связано.Психологу важно знать отношение подростка с учителями, как оценивает их моральные и профессиональные качества. Как в ходе общения с ними он выражает свое отношение к ним – в какой форме.Необходимо также выяснить состояние здоровья ребенка в данный момент и нет ли у него хронических заболеваний, в каком физическом состоянии он пришел на обследование, не голоден ли он.В ходе беседы уделяется также внимание ранним детским воспоминаниям ребенка, рассказу о конкретных эпизодах из его жизни, впечатлениям о людях и действительности, которые формировались у него на основе личного опыта и под влиянием других людей.В заключение нужно поблагодарить подростка за содержательную беседу, за то, что он добросовестно ответил на вопросы.

Можно отметить наиболее интересные моменты в его высказываниях, оригинальные замечания, сделанные подростком. После этого ребенку следует предложить пройти тестирование, объяснив, что такое тесты, с какой целью они используются.Собственно психодиагностическое обследование подростка планируется по результатам первичной беседы с ним и его родителями или педагогами.

Как правило, консультант сочетает в своей работе тестовый и клинический методы.

В ходе работы проводится наблюдение за поведением ребенка, а также – в естественной для него обстановке (в классе и т.

д.).Проанализировав результаты обследования, консультант составляет психологическое заключение по следующей схеме.

  • Диагностическое заключение. Диагноз психолога – диагноз развития ребенка, а не диагноз болезни.
    • необходимо квалифицировать развитие ребенка с точки зрения соответствия возрастной норме;
    • индивидуальные особенности развития ребенка (начиная с характера контакта, эмоций, мотивационный компонент) – использование схемы наблюдения за ребенком;
    • квалификация характера и степени трудностей ребенка(выделение сильных и слабых сторон ребенка).
  • квалификация характера и степени трудностей ребенка(выделение сильных и слабых сторон ребенка).
  • индивидуальные особенности развития ребенка (начиная с характера контакта, эмоций, мотивационный компонент) – использование схемы наблюдения за ребенком;
  • Причина обследования (по чьей инициативе проводилось обследование, краткое изложение содержание жалоб и основного запроса).
  • Краткое изложение содержание обследования (что было проделано в процессе обследования).
    • все методики, приемы обследования – указать (но не описывать), источники при сборе анамнеза;
    • краткий психологический анамнез (наиболее существенные моменты, основные факторы риска).
  • Основные паспортные данные ребенка (Ф.И.О, возраст, адрес, состав семьи, краткие сведения о родителях, посещаемое учреждение).
  • все методики, приемы обследования – указать (но не описывать), источники при сборе анамнеза;
  • краткий психологический анамнез (наиболее существенные моменты, основные факторы риска).
  • необходимо квалифицировать развитие ребенка с точки зрения соответствия возрастной норме;

Если нет достаточных данных, фиксировать только то, что можно твердо утверждать!

При недостаточных данных психологическое заключение не пишется.

  • Прогноз развития.
  • Анализ причин, установленных трудностей и нарушений (этиологический диагноз). Указать факторы, обусловленные возникновением трудностей, вариантов развития (связать сведения истории развития ребенка, ситуации тестирования и результатов тестирования). Толковать нужно только совокупность данных.

Дальний прогноз вообще невозможен.Ближайший прогноз – условно-вариантный.

  • как можно изменить условия воспитания и развития ребенка в лучшую сторону.
  • когда (в каких случаях) развитие ребенка будет усугубляться. Предупредить родителей о слабых сторонах ребенка;
  • каков будет ход развития ребенка, если ничего не изменится в его жизни;
  • Рекомендации.

Советы по воспитанию.Коррекция выявленных трудностей.Ориентация родителей в организации жизни ребенка (что нужно туда включить, что исключить – чтобы жизнь была менее травматична).Организационные меры (перевод в другую школу, спец. учреждение, направление на консультацию к определенным специалистам).Дата, подпись.ВконтактеFacebookTwitterОдноклассники

Безвредные советы от психолога.

Встреча с психологом. Как это работает?

20 ноября 2021Многие клиенты перед первым походом к специалисту, спрашивают: а что будет, если я пойду к психологу? Что мне это даст? А зачем он мне в мозги будет залезать?

Я что псих? А какие советы психолог мне сможет дать?И я подумала, как структурировать ответ для всех вопрошающих, что человек приобретает, общаясь с психологом. И для начала хотела бы ответить, с кем работает, и с кем не работает консультирующий психолог.Психолог без медицинского образования НЕ РАБОТАЕТ с пограничными состояниями, с патологическими нарушениями психического состояния, с органическими нарушениями психики, а также нарко- и алкогольной зависимостью и тому подобное.А с кем работает?Ответ простой и очевидный.

Психолог-консультант РАБОТАЕТ с нормальными, здоровыми людьми, у которых есть помеха в жизни.Что же можно считать помехой в жизни?Повторяющиеся модели поведения, которые не приводят к положительному результату.Частое раздраженное состояние, которое может приводить к аутоагрессии (яркий пример — когда человек грызет ногти).Это настроение, когда «все бесит» или противоположное, когда «упадок сил».Ощущение «тупика» или ситуация «пони бегает по кругу». То есть, все решения, которые человек пробовал, неэффективны или не работают.Высокая степень конфликтности с окружающими или наоборот, конформности, податливости.Это опора на мнение других, а не на свое.

Когда мне важно, что обо мне подумают или скажут другие, и я действую в соответствии с их ожиданиями.Когда человек перегружен деструктивными чувствами, постоянно испытывая вину, обиду, стыд.Заниженную самооценку, которая не дает реализовать устремления в жизни, достичь желаемого результата.Привычные стратегии для достижения целей не работают.Живем по повторяющимся программам, записанных в нас с детства, не осознавая их.Неспособность доверять людям, уязвимость, завышенные ожидания, постоянное контролирование.

Перечислять можно долго, но, если говорить в целом, — все то, что не позволяет нашей жизни быть иной, более качественной.Так что же может дать встреча? Что человек приобретает, общаясь с психологом?Получение нового опыта. Если вы найдете себе хорошего специалиста, то – положительного. А если нет – станете философом.Чувство защищенности и безопасности.
А если нет – станете философом.Чувство защищенности и безопасности. Понять, что можно говорить о многом, с ощущением, что тебя понимают и принимают, таким, какой ты есть.Поддержку и обретение уверенности в себе.

Спокойно преодолевать трудности и с оптимизмом смотреть в будущее.Познакомиться с собой поближе, принять себя. Понять, чего я хочу, и внедрять это в жизнь.Осознать и научиться экологично выстраивать свои границы.

И, таким образом, наладить отношения с окружающими людьми и испытывать меньше раздражения.Не доводить разногласия до «итальянского» конфликта.

Научиться конструктивному диалогу через «Я-послания».Провести ревизию прошлого и найти в нем источник вашей мудрости.Соприкоснуться со своими эмоциями и подружиться с ними. Научиться «не зависать» в негативных состояниях.Выявить и изменить неэффективные модели поведения, которые снижают качество жизни.Научиться простраивать реалистичные цели и уметь достигать их.Расширить свои рамки, увидеть новые возможности для самореализации. Взять на себя ответственность и стать хозяином своей жизни.И обнаружить у себя кучу ресурсов, доселе вам неведомых!Понятно, что перечислять можно еще страниц на десять, а если подробно, то и на сто хватит.

Но, на данный момент, моя цель состоит не в написании книги, а в кратком описании той помощи, которую может оказать квалифицированный специалист.

Общение с внимательным вдумчивым собеседником обеспечивает массу преимуществ.

Это не только дает возможность разобраться в себе, понять причины своих проблем, увидеть ситуацию со стороны и освободиться от подавляющих эмоций. Это еще и реальная возможность обрести уверенность в своих силах и повысить качество своей жизни. Таким образом, встреча с психологом это начало пути к реальным жизненным изменениям в желаемом направлении.

Проверено на себе!Ваш позитивный психолог, Обухова Ольга

Беседы с психологом методическая разработка по психологии (11 класс) по теме

Тест «РИСУНОК СЕМЬИ» (тест «Моя семья») Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи и Вас самих? С 4-5 лет Вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые.

Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории». Суть теста Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку, стерку лучше не давать), просят: «Нарисуй свою семью».

При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.

Прежде, чем приступать к рисованию

  1. Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.
  2. При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.
  3. Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки, т.д.»)
  4. Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.
  5. Чтобы получить более точную информацию, проведите тест 3-4 раза с промежутком в несколько дней и выявите часто повторяющиеся детали в рисунке.
  6. Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.

Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку.

Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает : «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.2.

Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.2. На рисунке отсутствует сам автор.

Трудности в отношениях с близкими: « Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье»Ребенок «отторгается» от семьи : «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»3. На рисунке – вымышленный член семьи. Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье.

Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.4.

Размер изображенных персонажей

показывает их значимость для ребенка (см.

рисунок 4). Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее.

Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.5. Размер ребенка на листе.

Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье.

Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей (см.

рисунок 5).6. Место расположения ребенка на рисунке отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.7.

Расстояние между изображенными свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов ( мебель, вазы, .), чужих, выдуманных людей.

При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками.

Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.8. Последовательность изображения членов семьи. Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье.

Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).9. Расположение фигур на листе.

Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру).

Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи (см. рисунок 6).10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность. Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.11.

Части тела.

  1. Рот. На рисунке рот – «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки – человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.
  2. Глаза. Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи (см. рисунок 8). Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).

  3. Уши. Это – орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят (см. рисунок 9).

  4. Ноги. Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в семье (см. рисунок 11).

  5. Руки. Функция рук – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения (см. рисунок 10).

  6. Шея. Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).
  7. Голова. Это – важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость – в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает с большой головой (см. рисунок 7).

12. Цветовая гамма рисунка – индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям.

Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым для малыша).

Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь.

Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.13.

Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в угу листа, темной, со смазанным лицом.

Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

13.Солнце на рисунке – символ защиты и тепла.

Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом (см.

рисунок 12).14. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается. Интерпретация В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания.
Вот несколько примеров творений детей.Рисунок 1.

На этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей.

Мама – глава семьи, у нее все большое – глаза, нос, а особенно рот.

Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто, рук нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (в восприятии ребенка) намного меньше мамы.

По сторонам от мамы выписаны 12-летний брат с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но застегнутый на все пуговки сам 6-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого даже ушки есть, а вот у детей стойкое нежелание слышать родителей.Рисунок 2.

На этом рисунке тоже семья.

Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке за решеткой живет сам художник.

«Мама с папой на работе, я гуляю.» Постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Не правда ли, удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя малыш? Цветовая гамма тоже грустная: преобладает серый цвет и немного зеленого на машине (это папа иногда его катает).

А огромные «руки» – антенны на крыше напоминают стоящих над ребенком родителей, которые подавляют чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги. Видя такой рисунок, сразу понимаешь, что ребенку плохо, ему необходима помощь.Рисунок 3.

А здесь все здорово! Семья в сборе, улыбки на лицах, все протягивают руки друг к другу, поддерживая и помогая.

Ребенок любит всех и себя в том числе, много мелких деталей, яркие цвета. От рисунка веет радостью и свободой.ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто чем занимается.

Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

Начало беседы с клиентом

Техника, относящаяся к началу беседы с клиентом, включает в себя приемы, которые может использовать психолог-консультант, лично знакомясь с клиентом и приступая к детальному выяснению его проблемы. Встретившись лицом к лицу с клиентом после того, как он занял свое место и удобно расположился, психолог-консультант, с внимательным и доброжелательным выражением лица (возможно, улыбнувшись клиенту), может обратиться к нему с такими, например, словами: «Я рад видеть вас здесь.

Хорошо, что вы обратились к нам. Я надеюсь, что наш разговор, наша совместная работа будет приятным и полезным делом как для вас, так и для меня. Прежде всего давайте познакомимся поближе.» Далее психолог-консультант представляется клиенту, называя свое имя и отчество, и просит клиента рассказать о себе.

К клиенту, в свою очередь, можно далее обратиться с такими вопросами: «А как вас зовут?» (Если имя клиента заранее не было известно психологу-консультанту.) «Что вас к нам привело?» «Какие проблемы вас волнуют?» После этого психолог-консультант обычно делает паузу в беседе с клиентом, необходимую для того, чтобы предоставить клиенту возможность собраться с мыслями и обстоятельно ответить на поставленные перед ним вопросы.

Если пауза затягивается и клиент затрудняется ответить на заданные ему вопросы, волнуется или, начав разговор, вдруг прерывает его, то психологу-консультанту не рекомендуется сразу же вмешиваться в сложившуюся ситуацию. Консультанту в этом случае лучше терпеливо и доброжелательно ждать, пока клиент сам не продолжит разговор. Если же пауза затягивается слишком надолго и становится ясно, что клиент попал в затруднительное положение, не знает, что говорить дальше, то психологу-консультанту рекомендуется самому обратиться к клиенту, воспользовавшись, например, репликами следующего типа: «Я вас внимательно слушаю, продолжайте, пожалуйста».

«Для пашей с вами плодотворной работы мне лично очень интересно все то, о чем вы говорили, продолжайте, пожалуйста»

. Если и после этого клиент будет молчать, то психолог-консультант может его спросить: «Объясните, пожалуйста, почему вы молчите? Может быть, что-то мешает вам говорить?

Давайте обсудим это, и я постараюсь вам помочь».

В том случае, если клиент сам после этого продолжит разговор, психолог-консультант со своей стороны должен будет вновь взять на себя роль терпеливого, внимательного и доброжелательного слушателя и слушать клиента, не перебивая его. Если клиент все же будет молчать, испытывая явные затруднения в разговоре, волноваться, делать слишком большие, неоправданные паузы, не знать, что говорить дальше, то психологу-консультанту рекомендуется, ориентируясь на содержание тех вопросов, которые он уже поставил перед клиентом, или на содержание тех ответов, которые он уже получил от клиента на ранее поставленные вопросы, продолжать задавать клиенту наводящие вопросы — преимущественно такие, на которые клиент мог бы легко и свободно отвечать.

При достаточном умении и опыте психолога-консультанта через систему наводящих, дополнительных вопросов он сможет довольно быстро «разговорить» клиента, сняв у него психологический барьер, и получить от пего необходимую информацию. В случае серьезных затруднений клиента при ответе на вопросы психолога-консультанта рекомендуется воспользоваться следующими приемами, которые помогут снять у клиента излишнюю психологическую напряженность, сделать его более открытым.

  1. 4. Поскольку в реальной жизни практически у всех людей, в том числе и у достаточно опытных консультантов-психологов, встречаются трудности в общении с людьми, начинающему психологу-консультанту рекомендуется самому пройти тренинг общения и по мере возможности избавиться или свести к минимуму подобные проблемы у самого себя. Полезно бывает перед началом встречи с клиентом прорепетировать предстоящий с ним разговор, особенно его начало.
  2. 1. Незаметно удалить из помещения, где проводится психологическая консультация, всех посторонних лиц, например секретаря, лаборанта или помощника психолога-консультанта, оставшись наедине с клиентом. Это всегда можно сделать под каким-либо благовидным предлогом.
  3. 3. Очень важно, чтобы, приступая к разговору с клиентом, психолог-консультант сам мог легко и свободно общаться с ним, не испытывая затруднений. В противном случае его собственное волнение, напряженность и неуверенность передадутся клиенту.
  4. 2. Можно поступить и наоборот: ввести в помещение консультации кого-либо из достаточно близких к клиенту людей, кто может его успокоить и облегчить разговор с психологом-консультантом. Данного человека (или данных людей, если их несколько) можно разместить рядом с клиентом или же между ним и психологом-консультантом.
  5. 5. Для совершенствования собственных коммуникативных умений и навыков психологу-консультанту рекомендуется освоить следующие краткие формы речевого этикета, которые при встрече с клиентами в психологической консультации могут оказаться ему полезными.

Формы приветствия человека и формы приглашения войти в помещение:

  1. — Добро пожаловать.
  2. — Прошу вас.
  3. — Добрый день.
  4. — Здравствуйте.
  5. — Заходите, пожалуйста.
  6. — Рад вас приветствовать.
  7. — Проходите, пожалуйста.

Формы выражения радости при встрече:

  1. — Какая приятная встреча!
  2. — Наконец-то вы пришли, очень рад!

    Очень рад видеть вас!

  3. — Рад вас видеть!

Формы знакомства:

  1. — Будьте добры (будьте любезны) сказать мне.
  2. — Скажите, пожалуйста.
  3. — Не могли бы вы сказать.
  4. — Можно вас спросить.
  5. — А как вас зовут?

    Представьтесь, пожалуйста. Формы обращения к человеку с вопросом:

  6. — Вас не затруднит сказать.
  7. — Извините, не могли бы вы сказать.
  8. — Я хочу (хотел бы) с вами познакомиться.
  9. — Позвольте представиться. Меня зовут.
  10. — Давайте познакомимся.
  11. — Будем знакомы.

Процедура успокоения клиента, нейтрализации действия имеющихся у него комплексов и снятия психологических барьеров в общении может включать в себя технические приемы, создающие для клиента атмосферу физического и психологического комфорта, обеспечивающие его психологическую безопасность.

Это могут быть, например, следующие приемы.

  1. • Дать клиенту возможность некоторое время побыть одному, например, посидеть в одиночестве две-три минуты, не общаясь ни с кем. В это время психолог-консультант может заняться каким-либо делом здесь же, в психологической консультации, или же выйти на несколько минут из помещения.
  2. • Включить в помещении консультации негромкую и приятную музыку в то время, когда клиент находится в нем и настраивается на предстоящий разговор с консультантом.
  3. • Предложить клиенту что-либо делать своими руками во время разговора с психологом-консультантом под предлогом, например, оказания психологу-консультанту небольшой услуги, помощи.
  4. • Дать в руки клиенту во время беседы какой-либо приятный, привлекательный небольшой предмет, например игрушку.

Действия, описанные выше, можно применять на практике в самых различных комбинациях, и в отдельности, и в различных сочетаниях друг с другом.

Примеры психологических консультаций

На нашем сайте существуют короткие бесплатные консультации, но не всегда человек может получить полное представление о том, как проходит консультация психолога, и каковы ее основные эффекты. Нам же, со своей стороны, важно, чтобы у посетителей сайта была возможность узнать, что происходит на консультации, глубже понимать, в чем заключается работа психолога, а также примерить на себя те возможные результаты, которых можно достичь даже за один час работы.

Поэтому мы организовали эту акцию: часовая консультация в обмен на публикацию переписки.

И теперь, с согласия наших клиентов, принявших участие в акции, у вас есть возможность познакомиться глубже с тем взаимодействием, которое происходит между психологом и клиентом на консультации. Надеемся, что эти тексты помогут вам попрощаться с возможными страхами относительно обращения за профессиональной помощью, когда она вам понадобится.

Переедание. Психологическая консультация: клиент ЕленаКонфликты с мужем из-за сына. Консультация психолога: клиент ЭлеонораНе могу отследить свои границы в общении с мужчинами.

Консультация психолога: клиент ЗояЭмоциональные переживания из-за возможного расставания. Консультация психолога: клиент МаринаТотальная апатия, желание захотеть хотеть. Консультация психолога: клиент ФаинаВзаимоотношения с родителями.

Консультация психолога: клиент ВиолеттаЗависимые отношения и самооценка. Консультация психолога: клиент ЭляНакрывает страх и тревога, что ничего не могу изменить.

Консультация психолога: клиент ВалентинаНеуверенность в себе из-за прошлого. Консультация психолога: клиент ТамараЯ очень часто чувствую себя несчастной. Психологическая консультация: клиент УльянаПроблемы с самооценкой, я позволяю где-то вытирать об себя ноги.

Психологическая консультация: клиент ТатьянаМое отношение к прошлому моей девушки. Психологическая консультация: клиент СтаниславМне страшно быть неудобной и как научиться любить себя. Психологическая консультация: клиент РусланаСтрах быть неуместной в компании.

Психологическая консультация: клиент ПолинаНе ладятся отношения с мужем в плане финансов. Психологическая консультация: клиент ОльгаНе знаю, куда мне двигаться дальше. Психологическая консультация: клиент НатальяСтрах болезни близких.

Психологическая консультация: клиент МарияКак улучшить взаимопонимание с мужем? Психологическая консультация: клиент ЛарисаЯ не умею решать проблемы.

Психологическая консультация: клиент КириллМне 37 лет, я не замужем, нет отношений. Психологическая консультация: клиент ИринаНахожусь в отношениях, которые меня не удовлетворяют. Психологическая консультация: клиент ЗинаидаМужчины охладевают ко мне.

Психологическая консультация: клиент ЖаннаМеня не устраивают отношения. Психологическая консультация: клиент ДарьяРаздражает когда мне указывают. Консультация психолога: клиент ГеннадийНе могу найти себя.

Консультация психолога: клиент ВячеславСтупор при знакомствах после разрыва отношений. Консультация психолога: клиент БорисСвободные отношения или расставаться.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+