Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Формы территориальная автономия

Формы территориальная автономия

Форма территориального устройства государств


29 ноября 2018Форма территориального устройства — это способ организации территории государства, характеризует взаимодействие земель между собой и центром. Всего существует три вида формы территориального устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Рассмотрим каждый вид в отдельности:Унитарное государство — целостное государство, без каких либо признаков деления.Государственная власть сосредоточена в едином центре государства (в столице)Однопалатная структура законодательного органа государстваОдин уровень системы законодательства (т.е.

не существует региональных законов, конституций и т.п.)Единое гражданство на территории всего государстваПростая форма характеризуется отсутствием автономных образований.Сложная форма характеризуется наличием одного или нескольких автономных образований.Федеративное государство — такой вид государства, когда составным частям государства даётся автономия и суверенитет. Функции управления государством распределяются между центром и субъектами (составными частями) федерации.1.

Полномочия и власть распределены между центром и субъектами федерации.

Существуют федеральные органы власти и региональные органы власти.2. Двухпалатный парламент (вторая палата парламента формируется из представителей субъектов федерации)3.

Два уровня системы законодательства (субъекты федерации имеют свои законы, конституции, но не противоречат федеральным законам и конституции)4. Наряду с основным гражданством субъекты федерации могут устанавливать своё гражданствоПо образованию субъектовНациональная — субъекты образованы по национальному и языковому принципуТерриториальная — субъекты образованы по экономическим, историческим, географическим особенностямНационально-территориальная — национальный и территориальный принцип объединены в одинПо образованию федерацииДоговорная — по договору независимых государств, в результате их объединенияКонституционная — в результате распада унитарного государства на составные части одного государства (преобразование из унитарного в федерацию)Смешанная — когда процессы децентрализации и объединения в государстве идут параллельноОт объёма полномочийЦентрализованная — высокая зависимость субъекта от центра (столицы)Децентрализованная — низкая зависимость от центра (столицы)По характеру связи федерации и субъектовКооперативные — вопросы федерации и субъектов в конституции определяются совместноДуалистические — вопросы федерации и субъектов в конституции определяются отдельноОт правового статуса субъектаСимметричная — одинаковое правовое положение субъектов федерацииАсимметричная — неравномерное распределение полномочий между субъектами федерацииСимметричная с элементами асимметрии — одинаковое правовое положение субъектов федерации, но с присутствием автономных образованийКонфедерация — временный союз государств, созданный для достижения общих целей.

Цели могут быть экономическими, политическими, культурными и т.п.

Это переходная форма территориального устройства государства, которая через определённое количество времени образуется либо в федерацию, либо в унитарное государство, либо во множество унитарных государств (т.е. распадается)Составные части конфедерации это отдельные государстваКаждая составная часть конфедерации имеет свою армию, органы власти, свою конституцию и законыНе существует единого гражданстваКаждая составная часть имеет право выхода и право дальнейшего объединения при достижении целей объединенияИмперия — колониальное государство, созданное военным путём, управляется метрополиейСодружество — объединения независимых государств, имеющих общие цели и общие признаки (культура, экономика, политика, право, язык).Протекторат — зависимость одного (слабого) государства от сильного (государства), с частичной передачей суверенных прав на условиях сохранения государственности Доминион — колониальная территория входящая в состав империи, имеющая определённый суверенитет и независимость, но признающая в качестве своего правителя монарха империи, в которой она состоитКондоминиум — совместное владение территорией по договору государствУния — объединение нескольких монархических государств, которыми управляет один монархФузия — такая временная форма территориального устройства, при котором существует несколько государств с одним этносом ранее входившими в одно государство. Чтобы было более понятно — Северная Корея и Южная КореяЯ считаю, что для крупных государств (где уживаются несколько культур и народностей) самое оптимальное — федерация, потому что субъекты федерации смогут более эффективно учитывать культурные различия, права и свободы, особенности развития собственных народностей, а также это снизит нагрузку на центр.

Государствам у которых небольшая территория логично иметь унитарную форму территориального устройства.

Территориальная и национально-культурная автономия

Понятие автономии.

В широком смысле слова автономия в конституционном праве означает предоставление определенной степени самостоятельности. Территориальная автономия — это предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму в Украине), нескольким частям (двум округам, населенным англоязычными индейскими племенами, на побережье Никарагуа), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов.
Территориальная автономия — это предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму в Украине), нескольким частям (двум округам, населенным англоязычными индейскими племенами, на побережье Никарагуа), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов.

Именно в этом смысле в Конституции Японии 1946 г. говорится о «принципе местной автономии». Иногда такую автономию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня, но и другие (как в Японии).

В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые автономные территориальные единицы в государстве, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта компактно проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Гренландия в Дании). Они в той или иной степени имеют какие-то элементы государственности, но государствами не являются, если даже называются республиками.

Ниже рассматривается именно территориальная автономия такого рода, а не просто автономия административно-территориальных единиц. Как правило, такая автономия имеется в унитарных государствах, и лишь в редчайших случаях нечто вроде автономных образований существует в единичных субъектах федераций (в отдельных штатах в федеративной Индии).

Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).

Национально-культурная автономия — это автономия другого рода. Она не связана с компактным проживанием этноса на определенной части территории государства (хотя, конечно, вне какой-либо территории такие объединения невозможны) и представляет собой общественные объединения разрозненно проживающих граждан определенного этноса и других граждан, желающих участвовать в развитии, в частности его языка, культуры. В условиях национально-культурной автономии национальности создают свои организации и выборные органы, имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве или местных органах государства.

С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры.

Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп, в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов (коренного малочисленного северного народа). Виды автономии. В зависимости оттого, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная. Первая — это, в сущности, национально-культурная автономия для разрозненно проживающих национальных меньшинств (Австрия, Венгрия и др.), о которой говорилось выше.

Корпоративная автономия обычно связывается с разрозненными языковыми общностями, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате в местном самоуправлении, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного этноса.

Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или, иначе говоря, этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. В отечественной литературе принято различать две формы национально-территориальной автономии: политическую (ее часто называют законодательной, государственной) и административную. Политическая автономия имеет существенные признаки государственности.

Она (ее органы) обычно обладает правом законодательства по местным вопросам. Перечень ее полномочий бывает указан в конституции (например, в Конституции Украины в отношении Автономной Республики Крым) или определяется специальным законом (например, британский закон об автономии Шотландии 1998 г.). Иногда такой автономии принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований (Азорские острова в Португалии, Гренландия в Дании и др.).

В политической автономии создается местный парламент (законодательное собрание). Законы, принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей (в Автономной Республике Крым свои законы не издаются, есть только законы Украины, в Автономной Республике Нахичевань в Азербайджане издаются, Конституция Азербайджана 1995 г. устанавливает, что Нахичевань — «автономное государство»).

Законы (постановления) обычно могут издаваться только по вопросам «автономного» значения: организация административных учреждений, подчиненных данному автономному образованию, административно-территориальное деление автономии, местная полиция, рынки, санитария, ремесленное обучение, дорожная сеть, сельское хозяйство и др. Иногда такие полномочия шире. В Северной Ирландии (по закону 2001 г.), Шотландии (закон вступил в силу в 2000 г.) они включают вопросы хозяйства региона, финансово-кредитную политику, общественную безопасность, культуру, образование, охрану окружающей среды.

Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти.

Это может быть коллегия, избранная законодательным собранием (советом) автономии (например, Исполнительный совет в Северной Ирландии или Совет министров по Конституции Автономной Республики Крым), а может быть и его председатель, выступающий как глава исполнительных служб (Корсика во Франции). В политической автономии почти всегда есть назначенный из центра губернатор (иное должностное лицо), но его полномочия часто невелики.

В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судебную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные образования своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная система, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят в нее.

В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство (это одновременно гражданство государства) и свою конституцию.

Свою конституцию имеет Автономная Республика Крым (Украина), но собственного гражданства она не имеет. Аландские острова в Финляндии, напротив, имеют свое гражданство, но не имеют конституции. Широкими правами пользуется палестинская автономия в Израиле, имеющая собственное управление. Наибольшее число политических автономий в Италии (20) и Испании (17).
Наибольшее число политических автономий в Италии (20) и Испании (17).

В других странах существуют два, например Северная Ирландия и Шотландия в Великобритании (Уэльс — автономия административная), одно территориальное политическое автономное образование (Аландские острова в Финляндии).

Административная автономия не обладает правом издавать свои законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах своих полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. В Китае представительные органы автономных образований могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов).

В районах административной автономии в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, ведутся радиопередачи, он используется для обучения в школах.

Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата. Административная автономия существует в Никарагуа, где есть два округа на атлантическом побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии — Гагаузия, где проживают гагаузы (тюркская народность), в Таджикистане — Горно-Бадахшанская автономная область. С 2000 г. административной автономией (без права издания местных законов) стал Уэльс в Великобритании.

Административная автономия может создаваться в редких случаях и в субъектах федеративных государств.

В Индии нечто подобное существует для некоторых мелких народностей в отдельных штатах (например, в штате Ассам). Губернаторы тех штатов Индии, где есть автономные округа для этнических групп, вправе допускать изъятия из федеральных законов и законов штатов в пользу местных обычаев по вопросам рыбной ловли, лесопользования, сельского хозяйства и др.

Административной автономией пользуется остров Тобаго в Республике Тринидад и Тобаго, как, впрочем, зачастую и многие другие острова в островных государствах. В 2005 г. создана автономия в Иордании для территории Асех.

Больше всего административных автономных образований в Китае (156).

В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупными автономными образованиями (в том числе крупнейший по территории из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).

Своеобразными автономиями в некоторых унитарных государствах являются ассоциированные территории. В Новой Зеландии это острова Кука (с населением 18 тыс. человек), острова Ниуэ (3 тыс.

человек) и др. У них имеются свои так называемые конституции, представительные органы, но органы исполнительной власти назначаются генерал-губернатором Новой Зеландии. В отдельных странах Африки есть межгосударственная «кочевая автономия» для туарегов — кочевых племен, определены границы их сезонных миграций, охватывающих разные государства. В целом возрастает разнообразие вариативных форм автономии, увеличивается численность автономных образований в мире.

Вместе с тем есть и конституционные запреты создавать автономные образования.

Конституция Болгарии 1991 г. запрещает создавать территориальную автономию в стране, исходя из того, что ей достаточно местного самоуправления.

В унитарных государствах имел место выход автономии из состава государства (автономной области Эритрея из Эфиопии в 1993 г.). В настоящее время вопрос о создании собственного государства в будущем ставят местные партии в Шотландии, в автономных Гренландии (Дания) и Стране Басков (Испания). В некоторых государствах (США, Канада, Австралия, страны Латинской Америки) есть резервации — территории поселения различных племен коренных народов.
В некоторых государствах (США, Канада, Австралия, страны Латинской Америки) есть резервации — территории поселения различных племен коренных народов.

Они вправе пользоваться своими обычаями, избирают свои племенные советы. Выход из резервации теперь свободен, но лица, воспитанные в резервациях, плохо адаптируются к новым условиям жизни.

0 школьных, экологических, энергетических и некоторых других специальных округах говорилось выше.

  1. Этот текст принимается местным парламентом Автономной Республики Крым иутверждается парламентом Украины.
  2. Гренландия не является, например, членом Европейского Союза, хотя им является Дания. Отношения Гренландии с ЕС регулируются особым соглашением. В Гренландии (свыше 57 тыс. человек населения) выдвигаются требования о независимости ипровозглашении государства. Дания своим законом разрешила провести такой референдум. В 2007 г. ответ избирателей был отрицательным.
  3. В Венгрии омбудсман по правам национальных меньшинств представляется наэту должность после того, как президент запросит мнение организаций национальныхменьшинств.
  4. Тогда Эфиопия была унитарным государством с автономиями.

Вопрос 3. Типы, виды и формы автономий в РФ

Ответ на вопрос 3: Автономия (от греч.

autonomia) — самоуправление части в рамках целого [11; 64]. Автономия в РФ — это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы [5].

В отличии от субъекта Федерации Автономия всегда учреждается актом центральной власти. И.А. Умнова полагает, что автономные образования следует отличать от субъектов Федерации по следующему критерию: «С одной стороны, региональным образованиям предоставлена широкая автономия в управлении территорией и создании определенных юридических возможностей влияния на центральную власть в целях защиты интересов населения территории.

С другой стороны, центральная власть сохраняет за собой рычаги централизованного руководства и контроля за функционированием областной автономии» [11; 73]. Различают два типа автономии: национально-территориальную и национально-культурную.

Автономия в РФ построена по национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от численности населения, уровня и перспектив развития экономики и других факторов образуются различные виды автономии — автономная область или автономный округ.

При этом принимается во внимание воля населения создать то или иное автономное образование или преобразовать один вид автономии в другой.

Документом, определяющим правовые основы национально-культурной автономии в современной России, является Федеральный закон от 17 июня 1996 г.

«О национально-культурной автономии». В соответствии с законом национально-культурная автономия в РФ — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям на основе добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия основывается на принципах свободного волеизъявления граждан при отнесении к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с гос.

поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности. Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными и федеральными.

Высшая форма автономии — автономная республика (государство, имеющее свою государственную структуру, конституцию или закон).

На сегодняшний день в России зарегистрировано 9 федеральных национально-культурных автономий, более 100 региональных и свыше 170 местных. В РФ автономия длительное время осуществлялась в двух формах: государственной (политической, законодательной), которая воплощалась в национальном государстве — автономной республике, и административной, представленной автономными областями и автономными округами.

В настоящее время в РФ автономия осуществляется только в одной форме — административной.

Понятие автономии и её виды

В широком смысле слова автономия в конституционном праве означает предоставление определенной степени самостоятельности. Территориальная автономия — это предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму в Украине), нескольким частям (двум округам, населенным индейскими племенами, в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами, в Молдавии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов.

Именно в этом смысле в Конституции Японии 1946 г.

говорится о «принципе местной автономии». Иногда такую автономию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня, но и другие (как в Японии). В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта компактно проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан).

Они в той или иной степени имеют какие-то элементы государственности. Как правило, территориальная автономия имеется в унитарных государствах и лишь в редчайших случаях нечто вроде автономных образований существует в единичных субъектах федераций (в отдельных штатах в федеративной Индии).

Экстерриториальная культурно-национальная автономия — это автономия другого рода, представленная по существу общественными объединениями разрозненно проживающих национальностей. Любая форма территориальной автономии допускает государственное вмешательство в собственные дела автономии, если ее органы не выполняют конституцию государства (Испания и др.).
Любая форма территориальной автономии допускает государственное вмешательство в собственные дела автономии, если ее органы не выполняют конституцию государства (Испания и др.). Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке в 1974 г.), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины).

Нередко создание автономии это результат длительной и упорной борьбы населения данной территории, особенно если ее население характеризуется этническими особенностями. Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).

В зависимости от того, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная. Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут чествовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса).

В отечественной литературе такую форму автономии называют культурно — национальной. Корпоративная автономия обычно связывается с наличием языковых общностей, для которых нередко резервируется определенное место в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного этноса, живущего либо компактно, либо большими группами вперемежку с другими народностями (предусмотрен экзамен по языку для государственных служащих). Кроме того, судебный процесс, преподавание в школе могут осуществляться на местном языке.

Такую форму автономии имеют, например, так называемые зарегистрированные касты и племена в Индии.

В отечественной литературе наиболее близким понятием к такой форме является «административная автономия».

Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или, иначе говоря, этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории.

Этнотерриториальная автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто имеющие официально лишь географические названия (например, Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами), иногда включающие в название наименование национальности (Иракский Курдистан), а в отдельных случаях — и определение формы конкретной автономии (Автономная Республика Крым). В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и административная.

Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по местным вопросам (перечень этих полномочий указан в конституции, например, в Италии, или определяется специальным законом: в Ираке — законом об Иракском Курдистане 1974 г.).

Иногда ей принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований, как это имеет место в Португалии (Азорские острова и некоторые другие автономные образования Португалии). В политической автономии создается местный парламент, иногда двухпалатный. Законы, принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей.

Такие законы обычно могут издаваться только по вопросам местного значения: организация административных учреждений, подчиненных данному автономному образованию, административно-территориальное деление автономии, местная полиция, рынки, санитария, ремесленное обучение, дорожная сеть, сельское хозяйство и др. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти.

Это может быть коллегия, избранная законодательным собранием (советом) автономии, а может быть и его председатель, выступающий как глава исполнительных служб. В политической автономии почти всегда есть назначенный из центра губернатор, но его полномочия невелики.

В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судебную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные образования своих судов не имеют.

В государстве существует единая судебная система, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят в нее. В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство и свою конституцию. Гражданин автономии одновременно является гражданином государства, а если автономия входит в состав субъекта федерации — еще и гражданство этого субъекта.

Гражданин автономии одновременно является гражданином государства, а если автономия входит в состав субъекта федерации — еще и гражданство этого субъекта. Свою конституцию имеет Автономная Республика Крым на Украине, но собственного гражданства она не имеет. Аландские острова в Финляндии, напротив, имеют свое гражданство, но не имеют конституции.

Различные формы политической автономии существуют во многих странах.

Это северная Ирландия в Великобритании (правда почти 30 лет в ней существовало прямое правление Лондона, а местный парламент был распущен из-за столкновений между католиками и протестантами, теперь он избран, но из-за сохраняющихся противоречий функционирует плохо), Аландские острова в Финляндии, Гренландия в Дании, Корсика во Франции, 20 автономных областей в Италии, 17 автономий в Испании, Палестинская автономия в Израиле и т.д. В автономных образованиях могут создаваться автономии более низкого уровня (в Испании они характеризуются как неполная автономия), иногда они могут быть разделены на административно-территориальные единицы (крупные автономии в той же Испании включают несколько провинций, мелкие — одну). Политическая автономия есть в постсоциалистических государствах.

Помимо упоминавшегося Крыма это Республика Каракалпакия в Узбекистане, Республика Нахичевань в Азербайджане (по Конституции Азербайджана 1995 г. Нахичевань — это автономное государство), Аджария и Абхазия в Грузии (фактически Абхазия отделилась). Административная автономия не обладает правом издавать свои законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах своих полномочий.

Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. В КНР представительные органы автономных образований могут принимать акты (положения) об автономии (такие акты подлежат утверждению вышестоящих представительных органов или Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей), могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов), могут участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с законами государства. В районах административной автономии в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, осуществляются радиопередачи, он используется для обучения в школах.

Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.

Административная автономия существует в меньшем числе стран, чем политическая. В Никарагуа есть два округа на атлантическом побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии — два округа, где проживают гагаузы (с 1994 г.), в Таджикистане — это Горно-Бадахшанская автономная область.

С 2000 г. административной автономией (без права издания местных законов) стал Уэльс в Великобритании, первая Национальная ассамблея которого избрана в 1999 г. Административная автономия может создаваться в редких случаях и в субъектах федеративных государств.

В Индии она существует для некоторых мелких народностей в отдельных штагах (например, в штате Ассам).

Губернаторы тех штатов Индии, где есть автономные округа для этнических групп, вправе допускать изъятия из федеральных законов и законов штатов в пользу местных обычаев по вопросам рыбной ловли, лесопользования, сельского хозяйства и др. Автономный край Воеводина есть в Республике Сербии — субъекте югославской федерации.

Административной автономией пользуется остров Тобаго в Республике Тринидад и Тобаго, как, впрочем, зачастую и многие другие острова в островных государствах. Больше всего административных автономных образований в КНР (более 150). В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупными автономными образованиями (в том числе крупнейший по территории из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).

Наряду с формами территориальной автономии в некоторых странах используется национально-культурная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп. В этом случае национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются преимущественно вопросами языка и культуры, имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве государства.

С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры.

Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп, в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов. Саамы создают свои выборные советы, которые часто называют саамскими парламентами.

Есть и межгосударственный совет саамов этих стран, который не только занимается вопросами языка и культуры, но и определяет районы и периодичность выпасов оленей и т.д.).

Своеобразными автономиями в некоторых унитарных государствах являются ассоциированные территории. В Новой Зеландии это острова Кука (с населением 18 тыс.

человек), острова Ниуэ (3 тыс. человек) и др. У них имеются свои так называемые конституции, представительные органы, но органы исполнительной власти назначаются генерал-губернатором Новой Зеландии.

В отдельных странах Африки есть межгосударственная «кочевая автономия» для туарегов — кочевых племен, определены границы их сезонных миграций, охватывающих разные государства.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+