Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Избирательные органы в англосаксонской

Избирательные органы в англосаксонской

Лекция 6. избирательное право и избирательные системы зарубежных стран. референдумы в зарубежных странах


Стр 11 из 26 Понятие, сущность и принципы избирательного права Понятие избирательного права употребляется в двух смыслах: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право- это система правовых норм, регулирующих порядок формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Эти нормы разделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы закрепляют принципы выборов, их руководящие начала, содержащиеся, как правило, в конституции государства. Процессуальные нормы регулируют порядок и организацию проведения выборов и помещаются в законе о выборах. Субъективное избирательное право — это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Субъективное избирательное право подразделяется на активное и пассивное.

Активное избирательное право — это право гражданина избирать органы государственной власти и местного самоуправления; а пассивное — это право быть избранными в данные органы.

Избиратель — лицо, за которым конституцией и/или законом признано право голоса. Избирательный корпус (электорат)- совокупность избирателей страны или территориальной единицы.

Юридический избирательный корпус — совокупность избирателей, внесенных в списки (зарегистрированных).

Фактический избирательный корпус- совокупность голосующих избирателей. Потенциальный избирательный корпус — совокупность всех избирателей, как зарегистрированных, так и по каким-либо причинам не внесенных в списки. Цензы — установленные законом ограничения избирательного права граждан. С ХVIII века наиболее распространенным в государствах Европы и Америки был имущественный ценз.

С ХVIII века наиболее распространенным в государствах Европы и Америки был имущественный ценз. С середины ХIХ века ограничения имущественного характера начинают постепенно упразднятся. Одним из наиболее распространенных является возрастной ценз.

В большинстве европейских государств возрастной ценз для активного избирательного права первоначально составлял 21-25 лет.

Постепенно его уравняли с возрастом совершеннолетия. Преимущественно это произошло после второй мировой войны.

Право принимать участие в выборах с 18 лет граждане Великобритании получили в 1969 году, в США и большинстве европейских государств — в 70-е годы ХХ века. В Турции, Швейцарии, Японии установлен 20-ти летний возрастной ценз. В рамках пассивного избирательного права возрастные цензы, как правило, выше, чем в рамках активного, особенно на выборах в парламент.

Например, на выборах в нижние палаты парламентов Бельгии, Великобритании и России граждане получают соответствующие права в возрасте 21 год и 18 лет; во Франции и Румынии, соответственно с 23 и 18 лет; в Италии, США, Канаде – 25 — 18 лет и т.д.

В Дании, Нидерландах, Финляндии, Венгрии, Швейцарии, Словении возрастные цензы для активного и пассивного избирательного права совпадают. Эволюция избирательного права привела к упразднению ограничений по половому признаку и предоставлению избирательного права женщинам.

Одной из характерных черт избирательного права является наличие ценза оседлости: в США он составляет один месяц, в Австралии, ФРГ и Японии — три, в Бельгии и Франции — шесть, в Канаде и Финляндии — двадцать месяцев. Законы государств могут устанавливать и другие ограничения избирательного права. Преимущественно они касаются тех, кто отбывает наказание за совершение преступления.

В ряде государств в избирательных правах ограничиваются банкроты, те лица, которые содержатся за счет социальных фондов и др. Иногда устанавливаются более общие ограничения относительно социального поведения избирателей. К примеру, в Конституции Италии допускается ограничение избирательных прав для лиц, совершивших “недостойные поступки, указанные в законе”.

В Великобритании не голосуют пэры, так как они имеют свою палату; в некоторых странах — племенные вожди; в государствах, где закон предусматривает обязательное голосование — лица, лишенные судом избирательных прав за систематическое уклонение от участия в выборах. В связи с ограничениями в пассивном избирательном праве в ряде государств существуют понятия неизбираемости и несовместимости. Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока не ушли в отставку с занимаемого поста.

Несовместимость означает запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность. В конституциях зарубежных государств наиболее часто устанавливаются следующие принципы избирательного права: всеобщие, свободные, равные, прямые выборы при тайном голосовании. Принцип всеобщности означает право участвовать в выборах для всех избирателей страны.

Принцип свободы выборов означает запрет оказывать незаконное давление на волю избирателей.

Принцип равенства избирательного права призван обеспечивать равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и быть избранным в соответствии с законом.

Он достигается тем, что каждый избиратель имеет равное число голосов, наличием в стране единого избирательного корпуса, примерно одинаковым количеством избирателей в избирательных округах, одинаковыми требованиями к порядку выдвижения кандидатов.

Прямое избирательное право означает право избирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Косвенное (многостепенное) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборных орган. Принцип тайного голосования запрещает производить контроль за волеизъявлением избирателей.
Принцип тайного голосования запрещает производить контроль за волеизъявлением избирателей. Достигается он с помощью соответствующей процедуры голосования (заполнение бюллетеней в кабинах, использование избирательной машины, электронной карточки избирателя и др.).

Нарушение тайны голосования карается законом. Открытое голосование используется очень редко, как правило, при избрании низового звена представительного органа.

Например, при избрании низового звена Собрания народных представителей в Китае.

Понятие и виды выборов. Порядок организации и проведения выборов в зарубежных странах Выборы — есть участие граждан в осуществлении государственной власти путем выдвижения из своей среды кандидатов и избрания их в органы государственной власти и органы самоуправления. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, выражает им полное доверие по осуществлению принадлежащей ему государственной власти.

При это следует учитывать, что народ делегирует своим представителям только право на осуществление государственной власти, тогда как сама власть принадлежит народу, как источнику и носителю этой суверенной власти.

Выборы можно классифицировать по следующим основаниям: Прямые и непрямые. Прямые выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают непосредственно граждане, имеющие избирательные права.

Непрямые выборыосуществляются не гражданами, а избранными ими лицами — выборщиками, депутатами и т.п.

Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые). Косвенные выборы могут проводиться в двух вариантах. При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией.

Например, избрание президента США. При втором варианте выборы проводятся постоянно действующим органом. Например, избрание президентов парламентами Греции, Турции и других стран.

При многостепенных выборах низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают вышестоящее звено, и так вплоть до парламента. В настоящее время такая система действует в Китае. 2. Всеобщие и частичные (дополнительные).

Во всеобщихвыборахдолжны участвовать все избиратели страны. Как правило, это выборы президента, парламента или его нижней палаты. Частичные проводятся, как правило, с целью пополнения состава представительных органов.

Например, выборы депутата вместо выбывшего.

3. Национальные и местные. Национальныевыборы проводятся по всей стране. На местных выборах избираются органы местного самоуправления.

4. Очередные и внеочередные. Очередные проводятся в сроки, установленные в конституции или законе в связи с истечением срока полномочий избираемого органа. Периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов. Внеочередные проводятся в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа.

Внеочередные проводятся в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа. Если результаты голосования устанавливаются после однократного голосования избирателей, то считается, что выборы проводятся в один тур.

Если проводятся два или более голосования, то выборы проводятся в два или более туров. Второй и последующие туры иногда называют повторными выборами или повторным голосованием.

Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы.

Правовое регулирование подготовки и проведения выборов непосредственно связано с понятием избирательного процесса. Избирательный процесс — это урегулированная законом и другими специальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций, а также групп избирателей по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и самоуправления. Избирательный процесс делится на следующие стадии: 1.

Назначение выборов — установление даты голосования. Даты очередных либо сроки назначения внеочередных выборов часто устанавливаются в конституциях. 2. Установление избирательных округов.

Избирательные округа — территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания в представительные органы государства и местного самоуправления одного или нескольких депутатов.

От того, каким образом будет установлена территория округов, в значительной мере зависят результаты выборов.

В некоторых странах, например в Китае, избирательные округа могут создаваться не по территориальному, а по производственному принципу.

Однако они всегда сочетаются в масштабе страны или административно-территориальной единицы с территориальными округами.

В отдельных странах (Сингапур, Фиджи) округа создаются по этническому признаку. 3. Установление избирательных участков. Избирательные участки — территориальные единицы.

объединяющие граждан общим местом голосования. 4. Создание избирательных органов. Они ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдение избирательного законодательства, определяют результаты выборов.

Различаются общегосударственные, территориальные, окружные и участковые избирательные органы (комиссии). Общегосударственные (центральные, национальные) избирательные комиссии обладают компетенцией, которая распространяется на всю страну, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах, окружные избирательные комиссии — в избирательных округах, участковые избирательные комиссии — на пунктах голосования.

5. Регистрация избирателей — включение лица в списки избирателей.

Она может быть публичной (обязательной) или личной (добровольной).

Публичная осуществляется двумя способами: а) власти составляют списки на основе сведений о проживающих; б) списки составляются путем обхода избирателей. Личная — избиратель сам приходит в соответствующее учреждение и заявляет о желании участвовать в голосовании. Избирателю выдается избирательная карточка.
Избирателю выдается избирательная карточка.

6. Выдвижение и регистрация кандидатов. Выдвижение кандидатов может осуществляться в следующих основных формах: самовыдвижение, выдвижение группами избирателей, выдвижение политическими партиями либо иными общественными объединениями.

Порядок регистрации кандидатов устанавливается избирательным законодательством. Как правило, для регистрации кандидат должен внести избирательный залог.

7. Агитационная кампания. Агитационная кампания начинается после официальной регистрации кандидатов. Устанавливаются определенные условия осуществления агитации. Кандидаты получают доступ к средствам массовой информации.

Особое внимание уделяется равенству прав кандидатов.

Законодательство большинства демократических государств достаточно жестко регулирует вопросы, связанные с финансированием избирательной кампании. 8. Голосование. Это главная стадия, так как именно на этой стадии совершается народное волеизъявление.

Голосование может быть очным, когда сам избиратель является в избирательную комиссию и получает бюллетень. При заочном голосовании, волю избирателей реализуют другие лица.

Такое голосование может осуществляться по доверенности. В некоторых странах (Великобритания, Германия и др.) возможно голосование по почте.

По отношению к избирателям, находящимся в отъезде, применяются самые различные подходы. Распространенным явлением является абсентеизм – массовое уклонение избирателей от участия в голосовании. В ряде государств (Австрия, Бельгия, Болгария, Греция, Дания, Италия и др.) закон устанавливает обязательность голосования.

За уклонение от голосования предусматриваются различные виды ответственности. 9. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

10. Возможный второй тур голосования и/или новые выборы. 11. Окончательное определение и опубликование результатов выборов.

Избирательные системы Существует две основные избирательные системы — мажоритарная и пропорциональная. В свою очередь мажоритарная система делится на следующие основные виды: Мажоритарная система относительного большинства. При этой системе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников.

При такой системе выборы, как правило, проводятся в одномандатных округах, то есть от округа избирается один депутат.

Гораздо реже встречаются округа многомандатные, когда от округа избирается несколько депутатов.

В качестве примера можно привести выборы коллегии президентских выборщиков в США в штате или федеральном округе, в которых соперничают списки выборщиков. Как правило, при такой системе не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

Достоинством данной системы является то, что выборы проходят в один тур.

Главный недостаток этой системы заключается в том, что депутат избирается относительным большинством голосов. Абсолютное большинство может проголосовать против, но при этом их голоса пропадают.

Кроме того, депутаты, выдвинутые от малочисленных партий, как правило, проигрывают выборы и эти партии теряют представительство. Однако при этом партия победитель зачастую обеспечивает абсолютное большинство в парламенте и может сформировать устойчивое правительство. Мажоритарная система абсолютного большинства.

При этой системе для избрания требуется набрать более половины голосов избирателей.

Абсолютное большинство может быть трояким: а) от числа зарегистрированных избирателей; б) от числа поданных голосов; в) от числа действительных поданных голосов. При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут — выборы признаются недействительными или несостоявшимися.

Выборы, как правило, проводятся по одномандатным округам. Недостатки данной системы: а) партия, получившая в стране большинство голосов, может получить не самое большое количество мест в парламенте; б) пропадают голоса, поданные против; в) нерезультативность выборов, особенно при большом числе кандидатов. Если ни один из кандидатов не наберет в первом туре необходимое число голосов, проводится второй тур (повторное голосование), в котором, как правило, участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре (перебаллотировка).

Основными способами преодоления нерезультативности являются следующие: а) для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов; б) альтернативное голосование.

Данную систему можно рассмотреть на примере Австралии.

При голосовании избиратели расставляют номера по предпочтительности (1, 2, 3, 4 и т.д.).

Если никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства, то проводится перераспределение голосов между кандидатами начиная с набравшего наименьшее количество по указанным в его бюллетенях двум первым предпочтениям, пока кто-либо из кандидатов не наберет нужное число голосов. Мажоритарная система квалифицированного большинства.

Для избрания по этой системе необходимо набрать 2/3 голосов избирателей.

Иногда закон может определять и иной процент голосов.

Своеобразной разновидностью мажоритарной системы являются кумулятивный вотум и система единственного непередаваемого голоса. Кумулятивный вотум- каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов, либо иное число, установленное законом, но у всех избирателей оно равное.

Кумулятивный вотум- каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов, либо иное число, установленное законом, но у всех избирателей оно равное. Избиратель может отдать по одному голосу нескольким кандидатам либо все голоса отдать одному кандидату. Такая система встречается на выборах в органы самоуправления в некоторых землях Германии.

Система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная)- в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата из того или иного партийного списка.

Избранными считаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е. при определении результатов голосования действует принцип мажоритарной системы относительного большинства.

Система пропорционального представительства политических партий. Сущность данной системы состоит в том, что число депутатских мандатов, получаемых партией, пропорционально числу поданных за нее голосов избирателей.

Партии выдвигают списки кандидатов и избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за список кандидатов от партии. Списки кандидатов могут быть связанными и свободными.

При связанном списке избиратель не имеет права внести изменения в списки, представленные партиями. При свободных списках избиратели имеют такое право. Основное достоинство системы состоит в гарантированном представительстве даже мелких партий, но все же имеющих свой электорат.

К недостаткам системы пропорционального представительства относятся следующие: а) неустойчивость парламента, где ни одна партия или их коалиция не могут получить устойчивое большинство; б) избиратель может не знать всех кандидатов от поддерживаемой партии, то есть фактически он голосует за определенную партию, а не за конкретных кандидатов; в) система может применяться только в многомандатных округах. Чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Главными средствами преодоления этих недостатков являются избирательная квота и метод делителей.

Избирательная квота (избирательный метр) — это минимальное число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Метод делителей заключается в последовательном делении числа голосов, получаемых каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей.

В зависимости от того, какие устанавливаются делители, преимущества получают крупные или мелкие партии. Наименьший делитель представляет собой избирательную квоту.

В случае выдвижения независимого кандидата он должен получить установленную квоту голосов. Заградительный пункт может ограничивать участие партий в распределении депутатских мандатов по двум основаниям: а) не допускаются к участию во втором распределении мандатов те партии, которые не получили ни одного мандата в первом распределении, хотя у них могут быть значительные остатки голосов; б) чаще всего из распределения мандатов исключаются партии, не набравшие определенного процента голосов.

Это недостаток преодолевается следующими способами: Соединение списков кандидатов (блокирование) — партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют эти мандаты между собой. Преференцированное голосование — голосуя за список, избиратель может внутри списка высказать предпочтение определенным кандидатам. Панаширование — право избирателя голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в эти списки новых кандидатов.

Панаширование может применяться при мажоритарной системе с многомандатными округами либо по пропорциональной системе.

При пропорциональной системе панаширование может сочетаться с преференциальным голосованием.

Смешанные (мажоритарно-пропорциональные системы). При смешанной системе чаще всего половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина — по пропорциональной.

11 

22.2. англосаксонская правовая система местного самоуправления

Англосаксонская правовая система местного самоуправления сло­жилась в Великобритании и была адаптирована с учетом националь­ных традиций в ее бывших колониях.

В настоящее время она дейст­вует в Ирландии, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зелан­дии, Зимбабве, на Ямайке и в ряде других государств. В законодательстве англосаксонских стран для обозначения му­ниципальной власти употребляется термин «местное управление». Он охватывает деятельность выборных органов муниципальной вла­сти и должностных лиц по решению жизненно важных для населе­ния вопросов на местном уровне.

Таким образом, подчеркивается не государственно-правовая природа местного управления, а само­стоятельный уровень осуществления государственных полномочий, предоставленных муниципалитетам для решения определенных задач. В муниципальном законодательстве России ему более соответствует термин «местное самоуправление». Англосаксонская правовая система отличается значительной са­мостоятельностью местного самоуправления, своеобразием методов правового регулирования деятельности выборных органов и долж­ностных лиц муниципальной власти, порядком осуществления кон­троля за реализацией полномочий на местном уровне.

В странах с англосаксонской правовой системой каждый муни­ципалитет в пределах своей компетенции является самостоятель­ным, что позволяет его населению избирать органы местного само­управления и определенных должностных лиц безо всякого вмеша­тельства государства.

В этой связи все муниципалитеты функцио­нируют автономно, отсутствует соподчиненность местных органов самоуправления, не формируется единая исполнительная вертикаль в системе муниципальной власти. В организационном отношении органы местного самоуправления не подчинены правительственным учреждениям.

Согласно англосаксонской правовой традиции единственным органом государственной власти, выражающим суверенитет народа, является парламент. Все полномочия государственной и муници­пальной власти могут исходить только от парламента, который уполномочен волей народа делегировать их как правительственным учреждениям, так и органам местного самоуправления. По этой причине в англосаксонских странах применяется принцип позитив­ного правового регулирования местного самоуправления.

Объем пол­номочий органов местного самоуправления устанавливается путем подробного перечисления их прав и обязанностей. Они вправе со­вершать лишь те юридически значимые действия, которые непо­средственно предписаны законом: «То, что не разрешено, запреще­но».

В противном случае такие действия могут быть признаны со­вершенными с превышением полномочий и квалифицированы су­дом как противозаконные (ultra vires). На основе принципа субсидиарности в странах с англосаксон­ской правовой системой муниципалитетам передаются все полно­мочия по обеспечению жизнедеятельности населения, которые мо­гут быть наиболее эффективно реализованы на местном уровне. Государство оставляет за собой лишь полномочия, необходимые для обеспечения собственного политического единства.

В странах с англосаксонской правовой системой нет деления права на публичное и частное. Для них не свойственна строгая от­раслевая классификация норм права, хотя базовые отрасли и полу­чили устойчивое развитие.

В систематизации нормативных право­вых актов преобладает не кодификация, а инкорпорация, т.е. рас­положение их по определенным тематическим рубрикам.

Это при­вело к тому, что правовые нормы о местном самоуправлении со­держатся в многочисленных источниках права. На основе делегиро­ванного законодательства нормативные правовые акты принимают­ся не только правительством, но и различными министерствами и ведомствами.

Они закрепляют полномочия органов местного само­управления в отдельных отраслях и сферах экономического и соци­ально-культурного строительства. Наряду с общенормативными законами в англосаксонских стра­нах принимаются в целях более эффективного регулирования дея­тельности органов муниципальной власти «местные» или «частные» парламентские акты (Local Acts). Инициаторами его издания высту­пают сами муниципалитеты.

Поэтому каждый такой акт адресуется какому-либо конкретному муниципалитету.

Необходимость принятия частного акта возникает в двух случа­ях: во-первых, когда муниципалитет добровольно взял на себя обя­зательство служить в течение определенного времени полигоном для экспериментальной проверки общенормативного закона, кото­рый с учетом положительного опыта может быть потом распростра­нен на все муниципальные образования страны; во-вторых, если муниципалитет находится в особых природно-географических усло­виях, а также если отличается уровнем социально-экономического развития, этническим составом населения и т.д.

С частными парламентскими актами сходны по регулятивным функциям «адаптивные» законы (Adaptive Acts). Каждый такой закон содержит общие нормы и применяется на всей территории страны. Он адресован не органам местного самоуправления, а органам го­сударственной власти или хозяйствующим субъектам.

Но закон или отдельные его положения могут быть введены в действие на терри­тории определенного муниципалитета. Делается это не автоматиче­ски, а специальной резолюцией парламента, которая может быть принята по просьбе представительного органа местного самоуправ­ления.

В таком порядке, например, были введены в действие нормы парламентского Закона о публичном здравоохранении 1907 г. и За­кона об аренде 1968 г. на территории подавляющего большинства муниципалитетов Великобритании. В странах с англосаксонской правовой системой процветает су­дебный прецедент.

Нормы права создаются судьями при вынесении решений по конкретным уголовным, гражданским и администра­тивным делам. Для квалификации правонарушения судьи подбира­ют в первую очередь сходный судебный прецедент и лишь при его отсутствии соответствующую правовую норму.

На основании су­дебного прецедента суд может не признать наличия у муниципали­тета определенных полномочий, отменить правовые акты органов местного самоуправления, запретить совершение каких-либо неза­конных действий. Изучение и анализ ранее принятых решений по­зволяет использовать их в обосновании последующих решений, что обеспечивает эффективность, предсказуемость и единство судебной практики. Судебные прецеденты выполняют как нормотворческую функ­цию, так и функцию официального толкования правовых норм.

При вынесении решения по конкретному делу в сфере осуществле­ния местного самоуправления суд может сформулировать новые нормы или истолковать и разъяснить смысл и содержание норм действующего законодательства. Толкуя нормы права, суд может их значительно изменить, наполнить новым содержанием.

Широкое распространение в англосаксонских странах получили хартии (уставы) муниципальных образований. В США и Великобри­тании хартии приняли уже практически все муниципалитеты. Со­гласно сложившейся традиции хартии по форме напоминают инкор- поративные акты.

В их содержание включаются по тематическому принципу правовые институты парламентских законов, частные акты и наиболее важные решения представительных органов местного самоуправления. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления в англосаксонских странах носит преимущественно косвенный харак­тер.

На местах отсутствуют назначаемые сверху представители госу­дарственной администрации, уполномоченные осуществлять опеку над органами муниципальной власти.

Исключением из общего пра­вила служит Индия. Финансовый контроль государства распространяется на деятель­ность органов местного самоуправления по эффективному использо­ванию лишь той части средств, которая поступает из государствен­ных бюджетов различного уровня в форме субсидий. В Великобрита­нии на государственные субсидии приходится около 60% доходов местных бюджетов, в Канаде — более 50% и в США — 34%.

В науке финансового права принято различать субсидии двух видов: общего и специального назначения. Первые называются до­тациями и предназначены для покрытия дефицитов местных бюдже­тов и других расходов общего характера, целевое назначение которых определяется представительными органами муниципальной власти самостоятельно.

Вторые представлены субвенциями, которые выде­ляются из государственного бюджета на финансирование определен­ных мероприятий и подлежат возврату в случае нарушения их целе­вого использования. За счет субвенций обычно осуществляется фи­нансирование целевых программ.

Рекомендуем прочесть:  Схема зарядного энергомет авто 10а

Поэтому государство особо жестко контролирует использование субвенций, ему не безразлично на какие нужды муниципалитетов расходуются эти средства.

Разновидностью косвенного контроля за деятельностью органов местного самоуправления является судебный контроль.

В странах анг­лосаксонской правовой системы в суд могут обратиться юридические и физические лица, интересы которых были нарушены действием либо бездействием местных властей. В результате рассмотрения ма­териалов дела суд вправе объявить правовой акт органов муници­пальной власти незаконным. В зависимости от конкретных обстоя­тельств дела он может также издать приказ органу местной власти об осуществлении в установленные сроки определенных действий.

При­казом может быть предписано органу муниципальной власти воздер­жаться от совершения действий, нарушающих права и законные ин­тересы юридических и физических лиц.

Однако суды не вправе по собственной инициативе возбуждать производство о признании ре­шений органов местного самоуправления незаконными.

Таким образом, в странах англосаксонской правовой системы контроль за деятельностью органов местного самоуправления осу­ществляется в строго ограниченных пределах, установленных законом и судебными прецедентами.

| Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

StudArctic forum

Актуальность данной темы определяется тем, что сегодня во многих странах мира проходят или недавно прошли выборы в представительные органы государственной власти, а также выборы главы государства (США, Франция, Россия). Институт выборов всегда связан с понятием «демократия».

Большинство демократических государств мира в своих Конституциях закрепляют в качестве особенности государственной власти и органов местного самоуправления демократический порядок их формирования. Демократические выборы и референдум, на которые делают основной упор Конституции демократических государств, являются закреплением форм демократии.

Современные избирательные системы тесно связаны с появлением представительных учреждений парламентского типа, таких как Парламент в Англии и Генеральные штаты во Франции.

Развитие систем формирования представительных учреждений тем самым привело к формированию современных избирательных систем, основанным на английском и французском типах представительства.

Избирательная система Англии стала основой для мажоритарной избирательной системы, чем объясняется ее распространенность в странах англосаксонской правовой системы.

Франция, в свою очередь, дала миру пропорциональную избирательную систему.

Важно понимать, насколько каждая из избирательных систем в разных странах соответствует проявлению демократии, и, не менее важно выяснить, какая из избирательных систем наиболее точно учитывает волеизъявление граждан.

Для этого необходимо выделить плюсы и минусы избирательных систем, их отличительные черты, а также предпочтения конкретной избирательной системы в разных государствах мира, учитывая специфику их развития. В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства, то есть избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Она ориентирована на двухпартийные системы (яркий пример этого: США – республиканцы и демократы, Великобритания – консерваторы и лейбористы), которые образуют фракцию большинства.

Это гарантирует стабильность и устойчивость функционирования органов власти, так как в парламенте всегда образуются достаточно крупные фракции, и является положительной стороной такой ориентации.

Мажоритарная система имеет и отрицательные стороны. Во-первых, она не стимулирует развитие многопартийной системы.

На практике эта система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие. Во-вторых, мажоритарная система бывает, несправедлива – большинство мандатов может получить партия, за которую проголосовало меньшинство избирателей. Этот недостаток можно проследить на примере США, а именно во время выборов Президента США в 2000 году, когда Американская мажоритарная система обеспечила победу кандидату, за которого проголосовало меньшинство граждан, т.е.

Дж. Буш-младшему. В то время как за его конкурента Альберта Гора проголосовало больше избирателей, но все же он проиграл по количеству округов, которые проголосовали за его выборщиков. Аналогичная ситуация была ранее во Франции. В 1958 году, на парламентских выборах, когда Французская коммунистическая партия, собрав в первом туре наибольшее число голосов (18,9 %), получила в конце концов в Национальном собрании всего 10 мест, тогда как Союз за новую республику, собрав в первом туре меньше голосов – 17,6 %, получил 188 мест, то есть в 19 раз больше!

Мажоритарная система имеет разновидности, которые определяются в зависимости от того, каким является установленное большинство голосов: относительным, абсолютным или квалифицированным.

Суть мажоритарной системе абсолютного большинства заключается в проведении выборов, при которых для победы кандидату необходимо набрать минимум 50% + 1 голос. Бывают случаи, когда ни один из баллотирующихся кандидатов не получил из-за раскола голосов требуемого большинства, что является явным недостатком этой системы. Нерезультативность голосования можно преодолеть разными способами.

Например, проведение второго тура (так называемого повторного голосования), в котором уже будут не все кандидаты, а лишь те, которые набрали наибольшее количество голосов (как правило, выбирают двух кандидатов с наибольшим количеством голосов). Существует и другой способ – альтернативное голосование, который исключает необходимость проведения последующего тура или перебаллотировки.

В мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства победившим считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом (2/3, 3/4). Эта система не так результативна, поэтому встречается редко. В некоторых случаях система квалифицированного большинства применяется для избрания президента.

Согласно Конституции Италии 1947 года, для победы кандидата на пост главы государства достаточно 2/3 голосов присутствующих. Так в 2015 году на смену Джорджо Наполитано был избран Сержо Маттарелла. Согласно мажоритарной избирательной системы относительного большинства для победы кандидату достаточно перевеса всего в один голос, чем у соперника.

Парламентский мандат кандидату обеспечивает даже минимальный перевес голосов. Эту систему применяют в странах англосаксонской семьи права, где действует двухпартийная система, например, Великобритания, США, Канада, Индия. Классическим примером мажоритарной системы является Великобритания.

В парламенте Великобритании Палата общин (нижняя палата) является представительным органом власти и избирается населением.

Срок ее полномочий — пять лет, но, как показывает практика, Правительство нередко прибегает к досрочному роспуску этой палаты по разным причинам. При проведении выборов в Палату общин страна делится на одномандатные избирательные округа, сейчас их насчитывается 659.

Каждый округ, в свою очередь, избирает одного члена парламента.

Следовательно, членов нижней палаты парламента так же 659, как и избирательных округов. Для победы кандидату достаточно получить больше на один голос, чем соперник, то есть простого большинства голосов зарегистрированных избирателей.

Результаты выборов проводятся с использованием мажоритарной системы относительного большинства. При этой системе, когда подводятся итоги выборов, не учитываются голоса, поданные за тех кандидатов, которые не получили парламентского мандата. Настоящая демократия должна учитываются как мнение большинства, так и мнение меньшинства, то есть мнения всего народа, а не одной его части.

Только при учете мнения каждого гражданина страны выборы можно считать действительно проведенными на демократической основе. Таким образом, мажоритарная избирательная система не решает тех задач, которые являются основными в вопросе о проведении демократических выборов.

Напротив, эта система порождает такие проблемы избирательного права как несправедливость и нерезультативность итогов выборов. Пропорциональная избирательная система подразумевает, что места в представительном органе распределяются между партиями пропорционально количеству подданных за них голосов.

Данная система более точно отражает предпочтение электората. Она создает возможности быть представленными даже мелким партиям, что является проявлением демократии. Но в то же время создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства.

Еще один минус в том, что пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута и от каждого обычно избираются большое число депутатов. Избиратель может даже не знать и часто не знает многих кандидатов от поддерживаемой им партии, за счет их большого количества. В Швейцарии парламент состоит из двух палат: Совета кантонов и Национального собрания.

Нижняя палата парламента состоит из двухсот членов, избираемых народом. Согласно ст. 76 Конституции Швейцарии, выборы в Национальный совет проводится каждые четыре года по пропорциональной системе. В качестве избирательных округов выступают кантоны.

Партии выдвигают своих кандидатов, представляют списки и финансируют предвыборные кампании.

На избирательном участке каждый избиратель получает все поданные партиями списки в форме избирательных бюллетеней и один пустой бюллетень. Пустой бюллетень необходим для того, чтобы избиратель составил собственный список кандидатов или опирался на полученные списки, вычеркнув не утраивающих его кандидатов и вписав новых.

В случае, если избиратель хочет особо поддержать одного из кандидатов, то он может вписать в бюллетень его фамилию дважды и вычеркнуть остальных, тем самым показать важность его кандидатуры. При подсчете результатов выборов наряду со списками подсчитываются голоса за отдельных кандидатов.

Как итог, кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов считаются избранными.

Эта система удобна для тех стран, где есть многопартийная система, действующая при демократическом режиме правления. Каждая партия обладает равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны.

Пропорциональная избирательная система более сложна в техническом плане, но результаты выборов всегда справедливы. Смешанная избирательная система смягчает недостатки мажоритарной и пропорциональной систем.

Эта система может быть двух видов. Первый вид, когда в основном применяется мажоритарная система и дополняется пропорциональной.

Например, в Мексике, нижняя палата парламента состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных округах, и 100 мандатов распределяется по системе пропорционального представительства, которые проводятся по многомандатным округам. Второй вариант, применяемый в Германии, Грузии, когда половина депутатов парламента избирается по общегосударственным партийным спискам, а вторая половина – по одномандатным избирательным округам, которые охватывают всю страну.

Смешанная система применяется также в Японии, Италии, России и других странах, где население живет в разных экономических, социально-культурных и даже географических условиях. Эта система позволяет сформировать парламент, состав которого отражает соотношение политических сил в обществе, так как более объективно учитывается общественное мнение различных групп и слоев населения. Она удобна тем, что может применяться в странах как с двухпартийной, так и с многопартийной системами.

Из всего вышесказанного следует, что наиболее демократичной является пропорциональная избирательная система, но она не обеспечивает стабильность и устойчивость функционирования представительных органов власти. В то время как мажоритарная система это обеспечивает, но выборы по ней не являются в полной мере демократическими. Сегодня многие страны стоят на пути упрочнения демократии и в связи с этим организация и проведение каждой избирательной кампании на демократической основе продвигают эти страны на шаг вперед к достижению этой цели.

Таким образом, наиболее предпочтительной для демократии является классическая пропорциональная система. Важным выводом является и то, что предпочтение конкретной избирательной системы зависит от соотношения политических сил в законодательном органе.

1. Выборы: правовые основы, избирательные технологии: научное правовое и практическое пособие / отв.

ред. С.А. Альфер, науч. ред М.Ф. Чудаков. – 2-е изд., испр и доп.

– Москва : Тессей. — 2000. — 304 с. 2. Иванова Е. Н. Порядок формирования парламента в России и зарубежных странах // Вестник РГГУ. 2010. №4. С. 11-19. 3. Нигметзянов Т.

И. Избирательные системы современности: сравнительный анализ // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2015. №3. С.

186-190. 4. Цаплин М.К. Избирательные системы: «плюсы» и «минусы» различных видов. / М. К. Цаплин. // Москва : Лаборатория книги. — 2010. — 45 с. 5. Чиркин В.Е.

Конституционное право зарубежных стран / В.

Е. Чиркин // 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Юристъ. — 2001. — 622 с. 6. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+