Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Интеллектуальная собственность - Неверно что авторство аудиовизуального произведения принадлежит

Неверно что авторство аудиовизуального произведения принадлежит

Неверно что авторство аудиовизуального произведения принадлежит

Энциклопедия судебной практики. Авторское право. Аудиовизуальное произведение (Ст.

1263 ГК)


Энциклопедия судебной практикиАвторское право.

Аудиовизуальное произведение( ГК) от 28 ноября 2015 г. N 342-ФЗ в настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 9 декабря 2015 г.

1. Аудиовизуальное произведение — это единое, сложное и самостоятельное произведение Аудиовизуальное произведение не является составным произведением, а представляет собой новое единое сложное самостоятельное произведение. 2. Видеозапись, содержащая сведения о событиях и фактах, имеющих исключительно информационный характер, не является объектом авторского права Оценив в совокупности и взаимной связи представленные по делу доказательства, в том числе заключение эксперта, полученное по результатам проведенной судебной экспертизы, видеозаписи, содержащие спорные материалы, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку видеозаписи, представленные истцом в качестве объектов его исключительных прав («аудиовизуальные произведения»), представляют собой черновой рабочий материал, содержащий сведения о событиях и фактах, имеющих исключительно информационный характер, который не является результатом творческого труда, не имеет признаков оригинальности и неповторимости, а, следовательно, не является объектом авторского права и не подлежит охране в качестве аудиовизуальных произведений.

3. Для признания телепередачи аудиовизуальным произведением необходимо наличие ряда характеристик Коллегия судей отмечает, что телепередача может являться сложным объектом (в частности, аудиовизуальным произведением), если обладает следующими характеристиками: 1) состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений; 2) может быть как с сопровождением, так и без сопровождения звуком; 3) воспринимается с помощью соответствующих технических устройств зрительно, а при наличии звукового сопровождения — и на слух; 4) воспринимается как сложный объект; 5) создана творческим трудом авторов.

Включение произведения в состав сложного объекта (телепередачи) при его создании предшествует последующему сообщению в эфир этой телепередачи. То есть указанные этапы являются последовательными по отношению друг к другу и представляют собой самостоятельные способы использования результатов интеллектуальной деятельности. Идущие в эфире телеканала части спорных программ, представленные истцом на электронном носителе, являются аудиовизуальными произведениями, обладающими признаками, перечисленными в ГК РФ, а именно состоят из зафиксированной серии изображений, сопровождаемых звуком, получены кинематографическим или иным аналогичным способом, предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

4. Музыкальный видеоклип является аудиовизуальным произведением Музыкальный видеоклип — это непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров, сопровождающая музыкальную композицию, то есть короткий фильм (аудиовизуальное произведение), предназначенный для иллюстрации песни или музыкальной композиции. Таким образом, музыкальный видеоклип всегда включает в себя в качестве обязательного элемента видеоряд — последовательность кадров, то есть связанных между собой изображений с сопровождением звуком и предназначенное для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств (статья 1263 Гражданского кодекса). 5. Видеозапись спортивных соревнований является аудиовизуальным произведением, если она происходит по определенному сценарию и благодаря творческому труду авторов Судами было отмечено, что видеоматериалы спортивных соревнований, положенные в основу программы, дополняются музыкальным сопровождением, комментариями, графическими изображениями, это происходит по определенному сценарию и благодаря творческому труду сценаристов, режиссеров, монтажеров и других специалистов, что и образует данные разрозненные части в целое аудиовизуальное произведение.

6. Совмещение фонограммы с видеорядом приводит к созданию аудиовизуального произведения Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что музыкальные произведения, используемые в программах телеканала, не являются фонограммами, так как используются только в программах, а не отдельно, в то время как спорные программы (представленные истцом на электронном носителе), идущие в эфире телеканала, являются аудиовизуальными произведениями, обладающими признаками, перечисленными в ГК РФ, а именно: состоят из серии изображений, сопровождаемых звуком; получены кинематографическим или иным аналогичным способом; предназначены для зрительного и слухового восприятия; зафиксированы. Кроме того, суды пришли к выводу, что совмещение фонограммы с видеорядом приводит к созданию аудиовизуального произведения, поскольку согласно ГК РФ у данного произведения возникают все признаки аудиовизуального произведения, перечисленные в данной статье. Это касается также и так называемого прямого эфира — когда видеозапись не может передаваться в эфир моментально, а с соответствующей задержкой, что и обеспечивает момент фиксации, указанный в статье 1263 Кодекса, как один из признаков аудиовизуального произведения.

7. Если исключительное право на музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу, право на вознаграждение сохраняется за композитором Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, ); каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; интеллектуальная собственность охраняется законом (статья 44, ). С учетом специфики аудиовизуального произведения как объекта интеллектуальной собственности и субъектов соответствующих правоотношений законодатель при выборе модели регулирования использования охраняемых результатов такой интеллектуальной деятельности в ГК Российской Федерации предусмотрел гарантию права на вознаграждение для автора музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, при публичном его исполнении или сообщении в эфир либо по кабелю. Судам следует учитывать, что в силу ГК РФ композитор, являющийся автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю этого аудиовизуального произведения.

Таким образом, даже если исключительное право на соответствующее музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу, право на вознаграждение сохраняется за композитором. Кодекса определено, что при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения.

При этом, как разъяснено в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. N 5/29

«О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»

, право на вознаграждение сохраняется за композитором даже в том случае, если исключительное право на соответствующее музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу.

При осуществлении сообщения в эфир телепередачи, которая имеет характер аудиовизуального произведения, организация эфирного вещания обязана выплатить авторам музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в нем, вознаграждение в силу ГК РФ. Право на вознаграждение носит личный характер, что подтверждается в совместном Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29

«О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»

. В этого постановления отмечается, что судам следует учитывать, что в силу ГК РФ композитор, являющийся автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю этого аудиовизуального произведения.

Таким образом, даже если исключительное право на соответствующее музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу, право на вознаграждение сохраняется за композитором.

В силу ГК РФ композитор, являющийся автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю этого аудиовизуального произведения. Таким образом, даже если исключительное право на соответствующее музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу, право на вознаграждение сохраняется за композитором.

8. Сам факт использования аудиовизуального произведения без договора с композитором не влечет нарушения его исключительных прав и наступления ответственности по данному основанию Из приведенных норм материального права (, ГК РФ), усматривается, что исключительные права авторов произведений, правомерно вошедших в состав аудиовизуального произведения, ограничены. Так, например, при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения, но сам факт использования аудиовизуального произведения без договора с композитором не является нарушением исключительных прав последнего и не влечет наступления ответственности по данному основанию. 9. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, не обладают исключительными правами на аудиовизуальное произведение и не могут определять условия его использования, в т.ч.

путем дозволения либо запрета вещания Вопрос об исключительных правах иных лиц, результаты интеллектуальной деятельности которых вошли в состав аудиовизуального произведения, решается на стадии создания такового.

Такие авторы сохраняют личные неимущественные права, исключительные права в отношении своих произведений при их отдельном использовании, но не обладая исключительными правами на аудиовизуальное произведение, не могут определять условия его использования, в том числе путем дозволения либо запрета вещания.

10. Многокамерные динамические съемки артистов-исполнителей, сцены и зала на «живых» концертных выступлениях и церемониях, относятся к аудиовизуальным произведениям Коллегия судей соглашается с выводом апелляционного суда о том, что совмещение звуковой записи (фонограммы) с видеорядом приводит к созданию аудиовизуального произведения, поскольку согласно ГК РФ у данного произведения возникают все признаки аудиовизуального произведения, перечисленные в данной статье.

Это касается в том числе и многокамерных динамических съемок артистов-исполнителей, сцены и зала на «живых» концертных выступлениях и церемониях.

11. Создатель аудиовизуального произведения, в состав которого включено музыкальное произведение, не приобретает право на использование этого произведения в составе сложного объекта лишь посредством заключения лицензионного договора с РАО Создатель аудиовизуального произведения, в состав которого включено музыкальное произведение, не приобретает право на использование этого произведения в составе сложного объекта лишь посредством заключения лицензионного договора с РАО.
11. Создатель аудиовизуального произведения, в состав которого включено музыкальное произведение, не приобретает право на использование этого произведения в составе сложного объекта лишь посредством заключения лицензионного договора с РАО Создатель аудиовизуального произведения, в состав которого включено музыкальное произведение, не приобретает право на использование этого произведения в составе сложного объекта лишь посредством заключения лицензионного договора с РАО.

Таким договором не может быть предоставлено и право на переработку музыкального произведения ввиду отсутствия у РАО соответствующей государственной аккредитации. Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня. Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики.

Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации. Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам. Материал приводится по состоянию на сентябрь 2020 г.

См. Энциклопедии судебной практики См. При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю.

В. Романца, а также М. Крымкиной, О.

Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е.

Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н.
Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н.

Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е.

Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю.

Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д.

Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С.

Хаванским, А. Ефременковым, С.

Кошелевым, М. Михайлевской. 6 ноября 2020 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Кому принадлежат авторский права на аудиоролик?

Здравствуйте. Немного опишу ситуацию. Я решила открыть офис по предоставлению услуг. Заказала аудиоролик в рекламной компании, для размещения на радио.

Текст для ролика, с какой интонацией его проговорить, какую музыку выбрать — полностью придумала сама, они только его озвучили, наложили музыку. Хочу данный ролик разместить на другом радио, а мне говорят, что он принадлежит рекламной компании.

Подскажите, имеет ли рекламная компания права на ролик? И какой заключить с ними договор, чтобы ролик принадлежал именно мне?

Елена 13 Марта 2017, 15:35, вопрос №1569614 Отчёт, г.

Ливны Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 9419 ответов 2159 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юсупов Азизбек Юрист, г.
Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 9419ответов
  2. 2159отзывов

Пусть они передадут вам права В соответствии со ст.

1263 ГК РФ [

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)»

от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред.

от 13.07.2015)], аудиовизуальное произведение – это произведение, «…состоящееиз зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств».

от 13.07.2015)], аудиовизуальное произведение – это произведение,

«…состоящееиз зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств»

.

Самый «типичная» категория аудиовизуальных произведений – это кинофильмы, а также «все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим» (телепрограммы, видеоклипы и др.) 13 Марта 2017, 15:38 1 0 7,1 Рейтинг Правовед.ru 2147 ответов 985 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 7,1рейтинг

Доброго времени суток!

Так как текст и интонацию для аудиоролика придумали Вы — именно Вы являетесь его автором сценария, а рекламная компания — режиссером-постановщиком.

Согласно статье 1263 ГК РФ, 2. Авторами аудиовизуального произведения являются:1) режиссер-постановщик;2) автор сценария;3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом илибез текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.Но, кроме прочего, Вы являетесь, по сути, продюсером данного аудиоролика, а в соответствии с нормами части 4 вышеуказанной статьи Гражданского кодекса, 4.

Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.В соответствии со статьей 1240 ГК РФ, 1. Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.Подскажите, имеет ли рекламная компания права на ролик?

И какой заключить с ними договор, чтобы ролик принадлежал именно мне? ЕленаОтчётДа, имеет, т.к. она его создавала.

Вам необходимо заключить договор об отчуждении исключительных прав на созданное произведение.

С уважением, Татьяна. 13 Марта 2017, 21:10 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 27 Ноября 2017, 14:44, вопрос №1826184 02 Ноября 2018, 21:46, вопрос №2154753 03 Мая 2014, 14:58, вопрос №441949 10 Марта 2014, 08:57, вопрос №390764 08 Июля 2020, 12:13, вопрос №2427905 Смотрите также

Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

› › В эпоху стремительного развития медиакультуры очень важно знать правовое регулирование музыкальных произведений, видеофильмов, телепрограмм, радиопередач и иных объектов интеллектуальной собственности. Актуальность таких знаний возрастает с прогрессом специальных интернет-платформ, аудио- и видеохостингов, социальных сетей, которые позволяют каждому человеку размещать, копировать информацию, обмениваться файлами.

Более того, сегодня каждый может стать автором какого-либо произведения, будь то аудиозапись или видеосъёмка. Глобальная сеть разрешает пользователям называть свою продукцию или услуги собственным оригинальным именем.

Вместе с тем в наши дни очень часто стало наблюдаться пиратство (т.е. незаконное копирование и распространение развлекательного контента) и плагиат, как в научной и кинематографической среде, так и в шоу-бизнесе. Определение можно найти в различных справочниках и словарях, но как объект аудиовизуальное произведение рассматривается только в Гражданском кодексе РФ ().

В Гражданском кодексе к произведениям данного типа относят кинематографические произведения и аналогичные ему материалы (например, музыкальные клипы, теле- и видеофильмы). Выделим отличительные признаки:

  1. состоят из зафиксированных на любом носителе серий изображений, которые взаимосвязаны между собой и могут как содержать звук, так и не содержать его;

  2. воспроизводятся при помощи специальной техники.

Для большинства типичным аудиовизуальным произведением выступает именно фильм, который может быть художественным, документальным, анимационным, научно-популярным и т.д.

Фильм подходит под все перечисленные характеристики: состоит из изображений, зафиксированных на киноплёнке или иных видах носителей информации.

Он представляет собой череду кадров, связанных между собой в единое целое. Фильм считается полнометражным, если его продолжительность составляет более 52 минут, и короткометражным в случае, если его продолжительность меньше указанного времени.

Все выдержки взяты нами из ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г.

«О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Из самого термина видно, что это сложный объект. От аудиозаписей его отличает наличие изображения, картинки, но в то же время по творческому замыслу автора оно не направлено только на зрительное восприятие. В сочетании с музыкальным сопровождением оно также предназначено и для прослушивания.

В сочетании с музыкальным сопровождением оно также предназначено и для прослушивания. История возникновения термина «аудиовизуальное произведение» в юридической практике уходит глубоко корнями в советскую эпоху.

Впервые он был упомянут в ст. 134 Основ гражданского законодательства СССР и республик 1991 г. Закон об авторском праве и смежных правах действовал ещё в РСФСР до 1 октября 1964 г.

В нём аудиовизуальному произведению было дано уже известное нам определение (Ст. 13). В список творчества входили кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы (Ст.

7). Пункт 3 Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. оставлял авторское право на киноленты за кинопроизводственным предприятием, которое их выпускало. Автор сценария имел право получать вознаграждения за каждый прокат ленты перед публикой.

С 01.10.1964 г. по 02.08.1992 г. действовали нормы по Гражданскому кодексу РСФСР (Ст.

486). Авторское право на кино- или телефильмы было всё так же закреплено за студиями, предприятиями, осуществившими съёмку, а на любительские фильмы — за авторами и соавторами. Кроме того, заявить права на созданное ими же произведение могли сценаристы, главный оператор, режиссёр-постановщик, художники-постановщики, композитор и др. В современной России действовал Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 Г.

№ 5351-1. Основные поправки были внесены 20 июля 2004 г.

и вступили в силу с 28 июля того же года.

Другая особенность обозначена в ст.

1263 ГК и указывает на то, что аудиовизуальные произведения имеют трёх авторов. Более того, в список этих создателей входит ещё и четвёртое лицо — «изготовитель». При этом данный тип произведения в современном российском законодательстве представлен как объект, который включает в себя элементы как делимого, так и неделимого соавторства.

Поговорим об этом подробнее. аудиовизуального произведения являются: Здесь важно сказать о разном правовом статусе разных режиссёров.

Если режиссёр принял активное участие в создании фильма как организатор, возглавляющий весь творческий процесс, то он будет являться его автором.

Для режиссёров-постановщиков цирковых, кукольных, театральных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений авторские права не предусмотрены. Зачастую это лицо создаёт сценарий на основе художественной книги. После выхода в свет кинофильма, автор сценария получает права на созданный им текст.

Но прежде автору сценария необходимо договориться о творческой переработке литературного произведения с писателем (правообладателем книги). В случае отсутствия такой договорённости возникает явное нарушение авторских прав.

К примеру, все части фильма «Гарри Поттер» снимались с полного согласия писательницы Дж.

Роулинг. А российский фильм о спорте «Воин» (2015 г.) запустили в производство без ведома автора оригинального сценария, на основе которого ранее в США был отснят фильм с аналогичным названием и сюжетом «Warrior» (в пер. с англ. «воин»).

В законодательстве о композиторе говорится как о лице, создавшем (с текстом или без текста) специально для мультипликационного фильма, кинофильма или др. проектов. Безусловно, музыка придаёт аудиовизуальному произведению новые творческие оттенки.

Поэтому для композиторов предусмотрено отдельное правило, указанное в п. 3 ст. 1263 ГК РФ: они имеют право требовать выплаты, вознаграждение за своё произведение, прозвучавшее как во время публичной демонстрации фильма, так и отдельно от него путём ретрансляции (например, в радиоэфире, по телевидению). Кстати, к публичной демонстрации не причисляется просмотр фильма в домашней обстановке в кругу семьи согласно ст.

1270 ГК, носящей название «Исключительное право на произведение». Авторы музыки имеют дополнительные гарантии. Вдобавок, над аудиовизуальным произведением работает множество людей других профессий.

О них говорится в п. 5 ст. 1263 ГК. Ведь помимо режиссуры, сценария и музыки, упомянутых нами, фильм может содержать и множество других объектов, за созданием которых стоят авторы, чьи интересы тоже должны учитываться в каждом конкретном случае отдельно. Интересы субъектов не учитываются в ситуациях, когда они сами передали свои права изготовителю или иным лицам, или когда эти права перешли к последним на определённых основаниях (по договорам), предусмотренных законодательством.

Это и есть тот самый «изготовитель» (так он именуется в ст. 1263 ГК). Именно при его инициативе, ответственности за финансирование, организационном и творческом руководстве создаётся аудиовизуальное произведение. Подобная деятельность даёт продюсеру беспрекословное право на фильм в целом.

Подробнее об этом вы можете прочитать в Федеральном законе от 22.08.1996 № 126-ФЗ (ред.

от 05.05.2014)

«О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»

.

Продюсером аудиовизуального произведения выступает не только человек (физическое лицо), но и кинокомпании, различные частные фирмы и государственные организации, союзы, общества, официально зарегистрированные (т.е.

юридические лица). «Изготовителем» может быть Россия, её субъекты, министерства. Права продюсера детализируются в отдельной Гражданского кодекса.

Помимо права авторства, у продюсеров есть право на имя. При трансляции объекта они указывают свою фамилию или наименование либо в конце фильма (титры), либо в начале (например, всем известные заставки голливудских фильмов: Columbia Pictures, 20th Century Fox, Walt Disney Company и др.)

Авторство в аудиовизуальном произведении Мы уже говорили о том, что аудиовизуальное произведение является сложным объектом.

Это значит, что оно состоит из нескольких других объектов, на которые распространяются права того или иного лица-создателя.

К таким составляющим в п.

7 ст. 1259 ГК РФ «Объекты авторских прав» причисляют название, отдельные отрывки произведения, незаконченные части, персонажей. Наибольшее количество споров в суде вызывают персонажи тех или иных мультфильмов и кинофильмов.

П. 3 ст. 1259 рассматривает различные объективные формы выражения и существования персонажей: письменная, устная (публичное выступление, например), объективно-пространственная, в виде звуко- или видеозаписи. Более того, персонаж должен быть самостоятельным результатом творческого труда автора.

Что сюда относят? Динамические нарисованные (или кукольные) образы героев мультфильмов, зафиксированные на плёнке или другом носителе, которые собираются в целый аудиовизуальный ряд.

При этом они должны обладать признаками, которые будут делать их оригинальными или легко узнаваемыми.

Это и внешний вид, и особый голос, и уникальные жесты, мимика. Только наличие этих фактов помогут истцу обратиться в суд за защитой прав на объект, взыскать компенсацию за нарушения. Так, нанесение изображения персонажа на товар (футболку, кружку и др.

вещи, предметы) без ведома правообладателя будет считаться правонарушением. Однако есть случаи, в которых использование какой-либо самостоятельной части из целостности аудиовизуального произведения лицом, не имеющим прав на неё, подвергаются множеству споров и разногласий.

В ст. 1274 ГК РФ есть отдельный пункт о свободном использовании произведения в информационных, научных учебных или культурных целях.

В нём говорится о разрешении на пародии. Согласно кодексу, можно создавать литературные, музыкальные или иные пародийные произведения на основе оригинала.

При этом автор-пародист имеет право публиковать или демонстрировать свои произведения без согласия обладателя прав на оригинальный исходник и не выплачивать вознаграждение.

Таким образом, автор оригинального произведения не может поставить запрет на использование своего материала в карикатурном ключе. Однако если пародия порочит репутацию автора первоначального исходника, его честь и достоинство, он имеет все основания на подачу заявления о в суд.

Рассмотрим ситуацию, представленную в Постановлении Президиума ВАС от 19.11.2013 г.

№ 5861/13. В 2010 г. на телеэкраны вышла передача «Стиляги-шоу» (состояла из нескольких сезонов). В ней известные российские медиа-лица (спортсмены, певцы, актёры) пародировали других звёзд мировой эстрады, обыгрывали популярные танцы из кинофильмов и мультфильмов. В эфире программы прозвучало несколько композиций группы «Кармен».

Компания ООО «Первое музыкальное издательство», которая имела авторские права на эти песни, подала в суд на создателей телевизионной программы. Несмотря на то, что проект носил исключительно юмористический характер, суд присудил его авторам выплатить материальную компенсацию пострадавшей стороне, т.е. компании ООО «Первое музыкальное издательство».

Почему так получилось? Суд не увидел нарушений в пародии на людей, определённые образы, жесты, мимику и т.д., но обратил внимание на то, что создателям передачи необходимо было соблюсти , прозвучавших в эфире, потому что музыка, как уже упоминалось ранее, может существовать самостоятельно и быть независимым компонентом от других частей аудиовизуального произведения. Подводя итог, отметим, что аудиовизуальное произведение — это составной продукт, который включает в себя не только механические действия, т.е.

подборку и расположение уже созданных ранее материалов в определённом порядке. Не только в культурной, но и в юридической среде оно представлено сложным объектом, возникающим в результате творческого труда многих авторов.

Клип, передача или кинофильм «растворяют» в себе иные произведения и, таким образом, становятся ценными с экономической точки зрения. Предоставление правовой охраны подобным произведениям закреплено не только в российском, но и в иностранном законодательстве, прописано в большинстве международных соглашений.

Однако правовое регулирование аудиовизуального произведения как единого целого, а также его частей, принадлежащих разным лицам, на сегодняшний день выглядит пока достаточно противоречивым и должно совершенствоваться и дополняться последовательной судебной практикой. Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Рекомендуем статьи по теме Такое понятие, как общеизвестный товарный знак, является видом ТЗ, у которого есть свои особенности с . Такое понятие, как однородные товары, вошло совсем недавно в правовой обиход.

Термин был введен в .

Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. [Электронный ресурс] // Закон.ру.

2018. 24 мая. URL: Примечательно, что аудиовизуальное произведение, являющееся сложным объектом, включающим несколько самостоятельных объектов авторских и смежных прав ( ГК РФ), в целом отнесено к объектам авторских прав ( ГК РФ). При этом в законе закреплено, что авторами аудиовизуального произведения являются (1) режиссер-постановщик, (2) автор сценария и (3) композитор, являющийся автором музыкального произведения, которое создано именно для этого аудиовизуального произведения ( ГК РФ); исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом принадлежат продюсеру ( ГК РФ); авторы самостоятельных произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (почему-то в законе не упоминаются иные правообладатели), сохраняют исключительные права на эти объекты, если они не передали их продюсеру.Подобная «многослойность» прав сама по себе вызывает вопросы, и с учетом скромности объема нормативного материала, посвященного отношениям по поводу аудиовизуального произведения, заставляет дать некоторые комментарии.В аудиовизуальном произведении могут использоваться, в частности, следующие самостоятельные объекты интеллектуальных прав:– сценарий аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – автор сценария);– литературное произведение, положенное в основу сценария (объект авторского права; первоначальный правообладатель – писатель – автор произведения);– режиссура аудиовизуального произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – режиссер-постановщик);– музыкальное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);– музыкальное произведение, вошедшее составной частью в это аудиовизуальное произведение, но созданное ранее и не специально для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);– художественное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник, художник-оформитель);– художественное произведение, используемое в этом аудиовизуальном произведении (вошедшего составной частью в него), но созданное ранее и не для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник);– исполнение роли, чтение, пение и иное исполнение в этом аудиовизуальном произведении, осуществленное в процессе создания этого произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – артист-исполнитель);– иные произведения, создаваемые в процессе работы над аудиовизуальным произведением (первоначальные правообладатели – оператор-постановщик, художник-постановщик и др.).Исходя из сказанного, а также положений ГК РФ, субъектный состав правообладателей применительно к каждому аудиовизуальному произведению может включать, по меньшей мере, четыре группы правообладателей.

Это:– авторы аудиовизуального произведения в целом: согласно ГК РФ к ним относятся (1) режиссер-постановщик; (2) автор сценария; (3) композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;– обладатели прав на объекты, специально созданные для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним: по смыслу ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) артисты-исполнители; (2) оператор-постановщик; (3) художник-постановщик; (4) поэт – автор текста для музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения; (5) художник и (или) художник-оформитель – автор художественного произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;– обладатели прав на объекты, используемые в этом аудиовизуальном произведении, но созданные ранее и не специально для этого произведения: по смыслу ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) писатель – автор литературного произведения, положенного в основу сценария; (2) композитор и поэт – авторы музыкального произведения, созданного ранее; (3) художник – автор художественного произведения, созданного ранее;– продюсер (изготовитель) аудиовизуального произведения, т.е. лицо организовавшее создание аудиовизуального произведения (далее – продюсер).В соответствии с , и ГК РФ продюсер признается не автором аудиовизуального произведения, но обладателем исключительных прав на аудиовизуальное произведение в целом, если иное прямо не вытекает из договора, заключенного им с авторами аудиовизуального произведения.

Это положение обусловлено тем, что изготовление (организация создания) аудиовизуального произведения требует от продюсера не творческой деятельности, а организации процесса производства и прежде всего аккумулирования прав на все результаты интеллектуальной деятельности, которые используются в аудиовизуальном произведении.В соответствии с ГК РФ продюсер приобретает право использования объектов интеллектуальных прав на основании:– договоров об отчуждении исключительного права (по общему правилу они заключаются в отношении объектов, специально созданных для этого аудиовизуального произведения или создаваемых в процессе работы над ним ( ГК РФ));– лицензионных договоров (они заключаются при использовании в этом аудиовизуальном произведении какого-либо объекта интеллектуальных прав, созданного ранее и не для этого произведения, но вошедшего в него составной частью ( ГК РФ)).Необходимо подчеркнуть, что права продюсера на аудиовизуальное произведение могут возникнуть только при условии заключения подобных договоров.

На это обращает внимание и О.В.

Калятин: «Исходя из ГК РФ, лицо, организовавшее создание сложного объекта, должно заключить договоры об отчуждении исключительного права или лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на объекты, использованные в составе сложного объекта, причем заключение таких договоров является предварительным условием приобретения права на сложный объект (выделено мной. – М.Р.). Для режиссера-постановщика, автора сценария и автора музыкального произведения каких-либо изъятий не установлено (более того, ГК РФ отсылает в части определения прав на аудиовизуальное произведение к ГК РФ), а это означает, что продюсер должен заключить договоры на приобретение требуемых прав и с ними».Изложенное позволяет сделать следующий вывод. Лицо признается обладателем прав на аудиовизуальное произведение в целом при условии, что им заключены договоры в отношении прав на все объекты исключительных прав, использованные в этом аудиовизуальном произведении.

Причем речь идет не только об объектах, специально создаваемых для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним, но и созданных ранее, не для этого произведения, но вошедших составной частью в него.Заключение физическим или юридическим лицом договоров в отношении только части объектов авторских и смежных прав, использованных в этом аудиовизуальном произведении, не позволяет рассматривать такое лицо, как приобретшее исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом. Такое лицо будет правообладателем лишь соответствующих самостоятельных объектов авторских или смежных прав. P.S. лента новостей в сфере интеллектуальной собственности и Digital Law вfacebook – Вконтакте – Telegram – twitter – Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав.

М.: Норма, 2014. С. 257 (автор комментария – О.В.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+