Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Понятие и состав правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Понятие и состав правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

ЗК РФ Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

  1. Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей (рыбоводства):(в ред.

Федеральных законов от 21.07.2005 , от 04.12.2006 , от 02.07.2013 , от 27.12.2019 )(см. текст в предыдущей редакции)крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;(в ред.

Федерального от 28.12.2013 N 446-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;казачьими обществами;опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;(в ред. Федерального от 02.07.2013 N 185-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)общинами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.(в ред. Федерального от 27.06.2018 N 164-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.(п. 2 введен Федеральным от 21.07.2005 N 111-ФЗ; в ред.

Федерального от 03.08.2018 N 341-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3. Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.(п. 3 введен Федеральным от 24.07.2009 N 209-ФЗ; в ред. Федерального от 23.06.2016 N 206-ФЗ)(см.
Федерального от 23.06.2016 N 206-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)4.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с настоящей статьи.(п. 4 введен Федеральным от 03.07.2016 N 354-ФЗ; в ред. Федерального от 03.08.2018 N 341-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа Ст. 78 ЗК РФ. Использование земель сельскохозяйственного назначения

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Добрый день!

Не каждый участок, который выделяется для осуществления садоводческой или огороднической деятельности, дает возможность строить жилые здания на своей территории. Основной целью таких построек является постоянное проживание в нем. Хотя получить разрешение на регистрацию в данном помещении бывает очень сложно.

Земельные участки, которые предназначены для садоводства или огородничества, обычно относятся к категории сельскохозяйственных земель, но также они могут быть в составе земельных участков поселений. Категория земельного участка влияет на то, можно возводить на нем жилое здание, или нет.

На сельскохозяйственной земле можно возводить следующие хозяйственные постройки, в соответствии с классификатором: сарай; баня; теплица; гараж; садовый домик, который не предназначен для проживания, иные сооружения для хозяйственного предназначения. На законодательном уровне не запрещается строительство на земле, которая выделена для огородничества или садоводства, хотя необходимо помнить, что не каждое здание можно возвести. Статья 40 ЗК РФ и статья 263 ГК РФ гласят, что владелец земли правомочен строить на своей собственности здания по своему желанию.

Для того чтобы строить жилое здание на земле, надо узнать о категории земельного участка, а узнать это надо в ближайшее время. Надо помнить о том, что строительство жилого здания запрещено на участке земли, который предназначен для осуществления сельскохозяйственной или огороднической деятельности. Соответственно, в нем не получится прописать никого.

Из сложившейся ситуации можно найти выход, например, изменить назначение угодий или построить на территории садоводческого участка садовый домик, а в него провести коммуникации (тепло, газ, свет и прочее). А для смены статуса нежилого сооружения на жилое надо просто написать заявление в орган местного самоуправления.

Если земельный участок находится в рамках муниципального образования, то возведение на его территории жилого дома на законодательном уровне не запрещено, хотя имеются нюансы. Жилой дом предназначен для постоянного проживания человека и дает возможность зарегистрироваться в данном помещении только в том случае, если гражданин является владельцем дома или же получил разрешение в письменной или устной форме. Предназначение садовых домиков – сезонный отдых весной и летом.

Проживать в них долгое время нельзя, потому что не проведены коммуникации. Чаще всего их используют для хранения сельхоз инвентаря. Собственники такой недвижимости проживают в садовых домиках в весенний период несколько дней и в летний период, когда сад и огород требует ухода.

Частный же дом предназначен для проживания в любое время года, к нему подведены все коммуникации, и в нем можно провести время с комфортом. Важно! Садовый домик может преобразоваться в жилой, причем большинство собственников проводят эту процедуру, только домик должен соответствова должен соответствовать следующим критериям: безопасность. Нормы безопасности должны быть соблюдены, и подключены все коммуникации; земля, на которой построено здание, должна принадлежать владельцу постройки и не должна быть под обременением.

Если же участок соответствует критериям, идем в органы местного самоуправления с заявлением. Если на участке, который принадлежит гражданину РФ, строительство жилого здания запрещено по каким-либо причинам, тогда надо выяснить, может, есть возможность смены ВРИ на: индивидуальное жилищное строительство. Преимущество этого варианта в том, что инженерные сети и инфраструктура создается за счет государства.

В этом случае обязательным является проект, разрешение на строительство и согласование в различных организациях. Для этого варианта земельный участок должен относиться к землям населенных пунктов; для ведения дачного хозяйства. При этом варианте земля будет меньше стоить, соответственно, налогов надо будет платить меньше.
При этом варианте земля будет меньше стоить, соответственно, налогов надо будет платить меньше.

При этом варианте здание можно оформлять в рамках «дачной амнистии»; личное подсобное хозяйство на территории муниципального образования. Площадь может быть большой, но в этом случае процедура для оформления строения будет упрощенной; крестьянское фермерское хозяйство подходит владельцам-фермерам.

Площадь земли может быть большой.

Земли, предназначенные для садоводства, отличаются от других плодородностью почвы, она высокая.

Для того чтобы ВРИ изменить у такой земли, надо представить доказательства ухудшения плодородности почвы или же иметь полное обоснование для этой процедуры.

Запрещенные сооружения ВРИ изменяется в зависимости от вида территории, на которой находится земельный участок.

Если категория земли запрещает возводить на ней постройки, тогда на ней нельзя возводить и использовать эти постройки. На земле, предназначенной для садоводства, которая относится к жилой или сельскохозяйственной зоне, запрещено возводить: промышленный объект; деловое, коммерческое, бытовое и коммунальное строение; объект здравоохранения, социальной или культурной сферы; торговый комплекс или магазин; инфраструктурное сооружение. Статьей 51 Градостроительного кодекса России установлено, что строительство разрешается только для следующих объектов: гараж на участке, предназначенном под садоводство; вспомогательное сооружение, которое не относится к капитальному строительству (сарай, навес, ангар).

Получить разрешение на строительство жилого или садового домика не нужно. Хотя если земельный участок располагается на территории садоводческого некоммерческого объединения, владелец должен соблюдать нормы статьи 34 Федерального закона № 66-ФЗ и Строительным нормам и правилам СП 53.13330.2011. Данные нормы обязывают собственника при строительстве учитывать территориальный проект межевания либо планировки.

Свод правил застройки садоводческих объединений утверждается на собрании. Также им определяют различные параметры, особенно: планировочные решения индивидуальных земельных участков; качество и внешний вид ограждений; удаленность объектов строительства от других объектов и ограждения; обустройство компостной ямы; удаленность от дороги жилого здания. Вступительные и членские взносы идут на территориальное обустройство объединения.

Также из средств общего бюджета обеспечивается охрана участков объединения и самой территории, шлагбаум и пропускной пункт. Если есть необходимость, то общим собранием определяется местоположение баков для отходов и порядок вывоза мусора. Если владелец участка нарушает правила, тогда объекты строительства признаются самовольными, и судебным решением собственника обяжут убрать этот объект (статья 222 ГК РФ).

Как изменить категорию земли для садоводства Такие вопросы решают органы местного самоуправления. Владельцу участка земли надо пойти в любое отделение со следующим пакетом документов: документальное подтверждение личности заявителя; заявление об изменении категории земельного участка; документы на участок земли; выписка из Единого государственного реестра недвижимости с описанием участка; проект планировки территории; графическая схема с отметкой объекта недвижимости; доверенность, заверенная нотариально, если в ней есть необходимость. Помните, что для скорого разрешения вопроса надо уточнить перечень документов у сотрудника органа местного самоуправления.

Список не окончательный и может изменяться в отличие от ситуации.

После того как заявление будет передано, владелец получает на руки расписку с указанием даты принятия и перечня принятых документов.

По закону срок рассмотрения не должен превышать одного месяца. Вам не нужно лично присутствовать на слушании, чтобы получить разрешение на строительство.

А все потому, что открытых заседаний по данным делам не проводится. Могут возникнуть проблемы с земельными участками, которые выделялись для осуществления садоводства. В отличие от земельных участков на территории населенных пунктов они более плодородные. Для получения разрешения надо доказать, что почва стала менее плодородной за последнее время.

Для получения разрешения надо доказать, что почва стала менее плодородной за последнее время.

После изучения материалов дела глава органа местного самоуправления выносит решение (вердикт): удовлетворение требований владельца; отказ в удовлетворении требований собственника. Отказ обжалуется в судебном порядке.

При положительном решении данные об участке земли вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по истечении 15 дней после оглашения вердикта. После этого любой может обратиться в органы Росреестра для внесения новых сведений в реестр. Основные правила расположения постройки на садовом участке Важно!

СНиПом 30-02-97 установлено, что при возведении на участке земли постройки надо соблюдать нормы по минимальному расстоянию до границ межевания с соседским участком: жилая постройка должна быть на расстоянии 3 метров от стены или выступающей части дома более чем на 50 сантиметров от нее; помещения для животных на расстоянии 4 метров; хозяйственные постройки на расстоянии 1 метра. Также не стоит забывать про необходимые промежутки между постройками на земельном участке до уличного туалета и других построек для животных и компостной ямы или кучи: от погреба до жилого дома расстояние не меньше 12 метров; от душа (бани) до жилого помещения на расстоянии 8 метров; от колодца на расстоянии 8 метров. Обратите внимание, что возможность строить дом на земельном участке, предназначенном для садоводства, близко от соседских построек описывается в уставных документах садоводческого некоммерческого товарищества.

Товарищества могут внести дополнительные к СНиПу нормативы или же немного снизить требования.

Если некоторые пункты регламента не соблюдены, это не обязательно, что надо будет сносить постройку, достаточно будет устранить несоблюдения или передвинуть мелкие строения. Строения и дорожки не должны занимать территорию более 25%. Помните, что участок должен использоваться по назначению.

Российское законодательство устанавливает возможность сноса построек, которые производились самовольно, но основанием этому может служить только обоснованное решение органа местного самоуправления или суда. Такое возможно: при постройке на участке земли, который не принадлежит лицу, возводившему здание. Если право собственности на земельный участок в садоводческом некоммерческом товариществе или ином объединении на документальном уровне не оформлено, не стоит начинать стройку; при нарушении норм и правил строительства в момент стройки жилого здания.

В большинстве подобных случаев придется сносить постройку, если нарушение норм угрожает окружающей среде или безопасности людей; при ущемлении прав иных лиц, например, соседей. В случае наличия земельного участка под садоводство надо узнать, какие постройки разрешено строить на нем.

Может лучше будет переоформить предназначение земельного участка.

Земли сельскохозяйственного назначения: понятие, состав, правовой режим


Как работает сервис Земли сельхозназначения – это земли, расположенные за пределами населенных пунктов и предназначенные специально для нужд и целей сельского хозяйства. Категория земель сельхозназначения включает в себя 2 субкатегории, каждая из которых имеет собственный дифференцированный правовой режим:

  • сельскохозяйственные угодья (сюда относится пашня, сенокос, пастбище, залежи, земельные участки с многолетними насаждениями такие, как сады, виноградники и пр.). Они обладают приоритетом в использовании и подлежат тщательной охране (причем можно говорить о конкретных отличиях в правовом режиме, к примеру, пашни и сенокосы или пастбища и виноградники). Если сельхозугодия относятся к разряду мелиорированных, в таком случае на правообладателей данных участков земли накладываются дополнительные обязанности;
  • несельскохозяйственные угодья (сюда относят земли, на которых располагаются внутрихозяйственные дороги, коммуникации, лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от влияния отрицательных (вредных) климатических, антропогенных и техногенных явлений, водные объекты, а также здания, строения, сооружения, используемые для производственных нужд, хранения и первичной переработки сельхозпродукции).

Принципиальное отличие друг от друга перечисленных выше угодий заключается в порядке определения и содержании их правового режима.

Определенное для всей категории сельскохозяйственных земель целевое назначение земельных участков конкретизирует градостроительный регламент, который является составным элементом правил землепользования и застройки для угодий несельскохозяйственного назначения. Для сельхозугодий градостроительный регламент не установлен (часть 6 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации), следовательно, актуальны общие правила о целевом назначении.
Для сельхозугодий градостроительный регламент не установлен (часть 6 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации), следовательно, актуальны общие правила о целевом назначении. Из вышесказанного вытекает необходимость отличия сельскохозяйственных земель в качестве категории земель из земельного фонда Российской Федерации и территориальной зоны сельхоз использования, которая определяется после проведения градостроительного зонирования административно-территориального образования.

В составе зон сельхоз использования могут находиться:

  • зоны сельхозугодий (это касается пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями такими, как сады, виноградники и пр.);
  • зоны, на которых располагаются объекты сельхозназначения, предусмотренные для ведения с/х, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельхозназначения (часть 9 статьи 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Для каждой подобной территориальной зоны в границах административно-территориального образования определен градостроительный регламент, который устанавливает правовой режим всех участков земли, точно также как и всего, что располагается над и под поверхностью участков земли и применяется при их застройке и дальнейшей эксплуатации объектов капстроительства (часть 1 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Правовой режим сельскохозяйственного назначения определяют уполномоченные органы публичной власти согласно федеральным законам (часть 7 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

В первую очередь, правовой режим устанавливается Земельным Кодексом Российской Федерации, Законом, регламентирующим перевод земель из одной категории в другую, а также Законом касаемо оборота земель.

В соответствии со статьей 7 Закона, регламентирующего перевод земель из одной категории в другую, перевод земель сельхозугодий либо участков в составе данных земель из сельхозземель в иную категорию допустим в следующих случаях:

  1. создание особо защищаемых природных территорий;
  2. размещение промышленных объектов на земельных участках, кадастровая стоимость которых не больше среднего уровня кадастровой стоимости по административно-территориальному образованию (городскому округу);
  3. включение непригодных для реализации сельхозпроизводства земель в структуру земель лесного/водного фонда;
  4. консервация земель;
  5. установление либо изменение границ населенных пунктов;
  6. строительство дорог, ЛЭП, линий связи (включая линейно-кабельные сооружения), нефтяных проводов, газовых проводов и иных трубопроводов, ж/д линий и прочих сооружений в случае наличия утвержденного проекта рекультивации сельхозугодий и т.п.

Слишком сложно?

Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Необходимо отметить, что приведенная статья 7 распространяет свое действие на случаи перевода сельхозугодий в иную категорию земель при том, что в структуре категории земель сельскохозяйственного назначения есть и 2-я субкатегория, которая называется несельскохозяйственные угодья.

Субкатегория сельхозугодий, которая занимает особенное положение в рамках категории земель сельхозназначения, неоднородна. Внутри нее выделяют:

  1. особо ценящиеся продуктивные сельхозугодья, включая угодья, чья кадастровая стоимость значительно больше среднего уровня кадастровой стоимости по административно-территориальному образованию (городскому округу).
  2. «обычные» сельхозугодья с низкой либо средней кадастровой стоимостью. Таким образом, выдел земельных долей, которые находятся в муниципальной собственности, производится, прежде всего, из неиспользуемых земель и земель плохого качества (пункт 8 статьи 13 Закона касаемо оборота земель);
  3. сельхозугодья, чья кадастровая стоимость на половину и больше превышает среднюю кадастровую стоимость по административно-территориальному образованию (городскому округу);

Для 2-х последних видов сельхозугодий устанавливается ограниченный список оснований для их перевода в иные категории земель (статья 7 Закона, регламентирующего порядок перевода земель из одной категории в другую). На особом правовом месте в составе земель сельхозназначения находится фонд перераспределения, создаваемый с целью перераспределения земель для сельхозпроизводства, создания и расширения КФХ, личного подсобного хозяйства, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (пункт 1 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Исходя из этого нормативного определения, земельный фонд может состоять из сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных угодий. Изначально этот фонд формировался согласно статье 14 Закона РСФСР от 23 ноября 1990-го г., посвященного земельной реформе, в соответствии с чем местная администрация должна создавать особый земельный фонд для дальнейшего перераспределения и наделения земельными участками граждан с целью организации крестьянских хозяйств, ведения личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества или животноводства.

Сюда входили земли, которые использовались не по целевому назначению, неэффективно использовались, а также выбывшие из оборота либо переквалифицированные в менее ценные угодья. В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Вводного закона с даты введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения включены все земли, которые находились на момент введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации (30 октября 2001-й г.) в образованных (согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991-го г. касаемо неотложных мер по реализации земельной реформы в РСФСР) фондах перераспределения земель.

На сегодняшний день фонд перераспределения земель образуется за счет земельных участков сельхозназначения, которые поступают в данный фонд после приобретения Россией, субъектом Российской Федерации либо административно-территориальным образованием права собственности на участок земли по основаниям, определенным федеральными законами, кроме случаев приобретения права собственности на участок земли, изъятый для муниципальных или гос.

потребностей (пункт 2 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона касаемо оборота земель земельные участки, которые находятся в фонде перераспределения земель, можно передавать гражданам и юр.

лицам в аренду, а также предоставлять им в собственность на возмездной либо безвозмездной основе, когда это установлено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Надо отметить ряд общих и особенных обязанностей правообладателей земельных участков, которые обуславливаются функцией земель сельхозназначения в качестве средства производства в с/х.

К общим обязанностям относят применение земельных участков согласно целевому назначению этой категории земель и разрешенными использованием методами, которые не должны причинять ущерб природному объекту (земле), в частности, приводить к деградации, загрязнениям, захламлениям земель, отравлениям, порче и прочим отрицательным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 6 Закона касаемо оборота земель).

В число особенных обязанностей правообладателей участков земли, следующих из экологического законодательства, входит обеспечение плодородия земель сельхозназначения, требование в области мелиорации земель, требование в области применения пестицидов и агрохимикатов (статья 42, 43, 49 Закона, посвященного охране окружающей среды).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Порядок их предоставления и изъятия.

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначенияЗемли сельскохозяйственного назначения входят в структуру земельных ресурсов России (ст.

7 ЗК РФ).Согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения — земли,

  • находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
  • История Отечества (Россия)
  • Гражданское процессуальное право
  • создания и расширения личных подсобных хозяйств,
  • Земельное право
  • для целей аквакультуры (рыбоводства).
  • для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
  • предназначенные для этих целей.
  • Гражданское право (ч. 2 Обязательственное право)
  • Понятия
  • земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки;
  • Учёба
    • Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
    • Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
    • Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
  • Земельным кодексом РФ;
  • Политика конфиденциальности
  • Пользовательское соглашение
  • перераспределения земель для сельскохозяйственного производства,
  • для создания защитных лесных насаждений,
  • ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.
  • опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  • в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
  • граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  • Жилищное право
  • другими федеральными законами;
  • Соглашение об использовании cookie-файлов
  • История государства и права зарубежных стран
  • Конституционное право
  • Учеба
  • законами субъектов Российской Федерации.
  • федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве;
  • Практика
  • Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
  • Общие вопросы
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
  • Конкурентное право
  • осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности,
  • Бюджетное право
    • передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также
    • предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  • Административный процесс
  • федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан;
  • для ведения сельскохозяйственного производства,
  • предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  • хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
  • Статьи
  • федеральным законом о личном подсобном хозяйстве;
  • казачьи общества;
  • Понятия
  • Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
  • некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  • передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также
    • перераспределения земель для сельскохозяйственного производства,
    • осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности,
    • создания и расширения личных подсобных хозяйств,
    • ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.
  • Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Особенная часть

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе категории земель сельскохозяйственного назначения выделяются две субкатегории со своим дифференцированным правовым режимом:

  1. а) сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). Они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (при этом можно говорить об определенных различиях в правовом режиме, например, пашни и сенокосов либо пастбищ и виноградников). В случае отнесения сельскохозяйственных угодий к разряду мелиорированных на правообладателей таких участков возлагаются дополнительные обязанности;
  2. б) несельскохозяйственные угодья — земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Принципиальным отличием друг от друга вышеуказанных угодий является порядок установления и содержание их правового режима. Установленное для всей категории земель сельскохозяйственного назначения целевое назначение земельных участков конкретизируется градостроительным регламентом, входящим составной частью в правила землепользования и застройки для несельскохозяйственных угодий.

Для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ), а значит, действуют общие правила о целевом назначении.

Из этого обстоятельства также следует необходимость различать земли сельскохозяйственного назначения как категорию земель в земельном фонде России и территориальную зону сельскохозяйственного использования, определяемую в результате проведения градостроительного зонирования муниципального образования.

В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (ч. 9 ст. 35 ГрК РФ). Для каждой такой территориальной зоны в границах муниципального образования устанавливается градостроительный регламент, определяющий правовой режим всех земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч.

1 ст. 36 ГрК РФ). Правовой режим сельскохозяйственных угодий определяется уполномоченными органами публичной власти в соответствии с федеральными законами (ч. 7 ст. 36 ГрК РФ), прежде всего ЗК РФ, Законом о переводе земель из одной категории в другую и Законом об обороте земель. Согласно ст. 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается, в частности, при наличии следующих исключительных случаев: консервации земель; создания особо охраняемых природных территорий; установления или изменения границ населенных пунктов; размещения промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу); включения непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного или водного фонда; строительства дорог, линий электропередач, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного проекта рекультивации сельскохозяйственных угодий и т.д.

При этом примечательно, что указанная ст. 7 распространяется на случаи перевода сельскохозяйственных угодий в другую категорию земель, в то время как в составе категории земель сельскохозяйственного назначения существует и вторая субкатегория — несельскохозяйственные угодья.

Субкатегория сельскохозяйственных угодий, занимающая особое положение в рамках категории земель сельскохозяйственного назначения, неоднородна. Внутри нее выделяются:

  1. б) сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);
  2. в) особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
  3. а) «обычные» сельскохозяйственные угодья с низким или средним уровнем кадастровой стоимости. Так, выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества (п. 8 ст. 13 Закона об обороте земель);

Для двух последних разновидностей сельскохозяйственных угодий установлен ограниченный перечень оснований для их перевода в другие категории земель (ст. 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую).

Особое правовое положение в составе земель сельскохозяйственного назначения занимает фонд перераспределения, который создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (п.

1 ст. 80 ЗК РФ). Как следует из данного нормативного определения, данный фонд может включать как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья. Первоначально данный фонд формировался в соответствии со ст.

14 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе», которая предписывала местной администрации создавать специальный земельный фонд в целях последующего перераспределения и наделения земельными участками граждан для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства. В фонд включались земли, используемые не по целевому назначению, неэффективно используемые, а также выбывшие из оборота или переведенные в менее ценные угодья. Согласно п. 11 ст. 3 Вводного закона со дня введения в действие ЗК РФ в фонд перераспределения включаются все земли, находившиеся на день введения в действие ЗК РФ (30 октября 2001 г.) в образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

фондах перераспределения земель.

В настоящий момент фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 80 ЗК РФ). Согласно п. 4 ст. 10 Закона об обороте земель земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Необходимо отмстить ряд общих и особых обязанностей правообладателей земельных участков, обусловленных функцией земель сельскохозяйственного назначения как средства производства в сельском хозяйстве. К числу общих обязанностей относится использование земельных участков в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель).

К числу особых обязанностей правообладателей земельных участков, вытекающих из экологического законодательства, относятся обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, требования в сфере мелиорации земель, требования в сфере использования пестицидов и агрохимикатов (ст.

42, 43, 49 Закона об охране окружающей среды).

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Отношения в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения наряду с ЗК РФ регулируют следующие федеральные законы: Закон об обороте земель, от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее — Закон о Л ПХ), от 8 декабря 1995 г.

№ 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», от 16 июля 1998 г.

№ 101-ФЗ

«О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»

(далее — Закон об обеспечении плодородия земель), «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Закон о садоводческих и иных объединениях граждан. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения определяются ст.

77 ЗК РФ, в соответствии с которой землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. На основании данного определения выделяют два признака земель сельскохозяйственного назначения: 1) признание основным направлением использования данных земель обеспечение нужд сельского хозяйства; 2) нахождение данных земель за границами населенного пункта. Нужды сельского хозяйства включают:

  1. — сельскохозяйственное производство (растениеводство и животноводство);
  2. — деятельность, обеспечивающую сельскохозяйственное производство (возведение построек, подъездных путей, защитных лесонасаждений и т. п.).
  3. — деятельность, косвенно связанную с сельским хозяйством (научно-исследовательская, учебная и иная деятельность);

Широкое определение сельскохозяйственных нужд составляет основу для выделения двух видов земель в составе земель сельскохозяйственного назначения: 1) сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, виноградники и т.

д.); 2) земли, занятые объектами инфраструктуры сельскохозяйственного производства (дороги, коммуникации, лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель, и т. п.). Земли сельскохозяйственного назначения, образующие самостоятельную категорию земель, принципиально отличаются от земель сельскохозяйственного использования, входящих в состав иных категорий. Так, в соответствии с ЛК РФ (ст.

38) лесные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для ведения сельского хозяйства — сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности.

На таких лесных участках допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек. В составе земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами могут быть выделены территориальные зоны сельскохозяйственного использования: земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения (п. 11 ст. 85В ЗКРФ). Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст.

24 названного Кодекса могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования (п. 6 ст. 87 ЗК РФ). На такие земельные участки распространяется правовой режим той категории земель, к которой они принадлежат. Основную и наиболее ценную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями.

Данные земли имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли, пригодные для сельскохозяйственного использования, предоставляются прежде всего для сельскохозяйственных целей. Изъятие таких угодий для несельскохозяйственных целей допускается только в исключительных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Данный перечень установлен в ст. 7 Закона о переводе земель или земельных участков. В соответствии с ней перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в следующих исключительных случаях:

  1. 8) добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
  2. 2) создание особо охраняемых природных территорий или отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  3. 9) размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
  4. 7) выполнение международных обязательств Российской Федерации, обеспечение обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
  5. 5) включение непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
  6. 4) размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях;
  7. 6) строительство дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
  8. 3) установление или изменение черты населенных пунктов;
  9. 1) консервация земель;

Сельскохозяйственные угодья имеют неоднородную структуру, в которой выделяют следующие разновидности земель:

  1. — с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
  2. 1) с низким или со средним уровнем кадастровой стоимости (например, в соответствии с п.

    5 ст. 13 Закона об обороте земель земель ные участки худшего качества выделяются в счет невостребованной земельной доли);

  3. 2) сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) и перевод которых в другую категорию не допускается за исключением случаев, установленных п. 3, 6—8 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель или земельных участков, а именно в связи:
    • — с установлением или изменением черты населенных пунктов;
    • — со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
    • — с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
    • — с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
  4. 3) особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья —В сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) и которые могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+