Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Предупреждение неострожной преступности

Предупреждение неострожной преступности

13.4. Предупреждение неосторожных преступлений


Любое современное общество, и наше российское в том числе, заинтересовано в обуздании, непременном снижении уровня преступности. Речь, естественно, может идти лишь о снижении, так как полная ликвидация преступности, если это вообще возможно, — задача в обозримой перспективе неосуществимая ввиду того, что, во-первых, экономические, социально-психологические и иные причины преступности в настоящее время и в ближайшие десятилетия не могут быть преодолены; во-вторых, в самом генотипе личности заложены, по-видимому, какие-то элементы эгоизма, индивидуализма, агрессивности или пассивности и т.

п. Они нередко участвуют в социально-психологическом механизме преступного поведения, в том числе и при неосторожном преступлении; генотип же человека, как известно, меняется лишь на протяжении веков.

Сегодня перед обществом стоит задача — приостановить рост преступности. Главным направлением является предупреждение преступлений, потому что только в этой сфере общество может реально воздействовать на причины преступности, а следовательно, и на саму преступность (неосторожная преступность занимает значительную долю).

Главным направлением является предупреждение преступлений, потому что только в этой сфере общество может реально воздействовать на причины преступности, а следовательно, и на саму преступность (неосторожная преступность занимает значительную долю). А при многоплановой специфике неосторожных преступлений требуется и специфическая система мер их предупреждения. Во-первых, в отличие от умышленных деяний, приоритете ситуативных факторов в механизме неосторожных преступлений предполагает наиболее перспективный и преимущественный характер именно предупредительных мер.

Во-вторых, как уже отмечалось, преступная неосторожность не знает специфических особенностей преступной деятельности, характерных для умышленных преступлений. Указанные обстоятельства во многом предопределяют специфику форм и методов профилактики неосторожных преступлений: общесоциальные меры; социально-криминологические; индивидуальное предупреждение. Первый уровень (общесоциальный) включает решение крупных экономических, социальных, идеологических, политических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих и других проблем жизни общества.

Их реализация опосредованно воздействует на преступность и на все звенья механизма антиобщественного поведения. Второй уровень (социально-криминологический.) связан с осуществлением различных мероприятий в конкретных социальных группах, коллективах, семье, где складываются конфликтные ситуации, намечаются отрицательные явления. Скажем, специфика специально-криминологических мер предупреждения «бытовой» неосторожности не может не учитывать отсутствие специальной регламентации поведения в сфере быта из-за неопределенно широкого круга возможных опасных ситуаций, многочисленных криминогенных ситуативных факторов и многообразия реакций на возникающие ситуации.

Поэтому в системе мер предупреждения неосторожных преступлений в области быта большое значение имеют предупредительные меры общественного характера (например, борьба с наркоманией, пьянством).

Применительно к неосторожным деликтам в сфере использования техники в системе специально-криминологических мер на первый план выдвигаются те из них, которые учитывают конкретную специфику субъекта, обслуживающего технологическую систему.

Третий уровень — это индивидуальная профилактическая деятельность, которая осуществляется в отношении лиц, совершивших антиобщественные действия как путем ликвидации или нейтрализации негативных разнопорядковых факторов среды жизнедеятельности этих лиц, так и путем воздействия на их сознание. В осуществление предупреждения неосторожной преступности существенный вклад вносит деятельность органов внутренних дел. Они ведут целенаправленную предупредительную работу практически во всех сферах социальной жизни, где проявляется действие причин и условий неосторожной преступности.

При этом органы внутренних дел имеют реальные возможности для эффективного профилактического воздействия на фоновые явления преступности (пьянство, алкоголизм, наркомания и др.).

В целях предупреждения преступлений, в том числе и неосторожных, органы внутренних дел применяют и убеждение и принуждение, а также другие методы, которые позволяют им оказывать целенаправленное профилактическое воздействие на все звенья причинной цепочки, ведущей к совершению преступлений, т.

е. на антиобщественные взгляды и привычки, неблагоприятные условия нравственного формирования личности, разнообразные криминогенные ситуации, включая обстоятельства, способствующие достижению конкретного преступного результата.

Различаясь по содержанию и другим признакам, профилактическая деятельность служб и подразделений органов внутренних дел осуществляется как система взаимосвязанных мероприятий, объединенных общей целью, подчиненных задаче недопущения преступных проявлений, в том числе в форме неосторожности. Особое место в системе органов внутренних дел по предупреждению неосторожных преступлений занимает Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГАИ).

На нее возложены следующие специальные меры профилактики: регулирование движения транспорта и пешеходов, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, контроль за содержанием дорожной сети, надзор за техническим состоянием транспорта, регистрация и учет автомототранспортных средств, учет и анализ ДТП, причин и условий их возникновения, а также принятие мер к их устранению, применение к нарушителям установленных законом мер воздействия, организация и проведение агитационно-пропагандистской работы.

Деятельность служб ГАИ направлена на осуществление общих профилактических мер: обеспечение дорог информационно-указательными знаками, соответствующими ограждениями и другими средствами, способствующими безопасному движению транспорта. Важнейшим направлением профилактики является высококачественная подготовка водителей, своевременное повышение их квалификации.

Не может быть положительных результатов в борьбе с ДТП без совершенствования конструкций транспортных средств, внедрения средств пассивной безопасности (ремни безопасности, травмобезопасные стойки дорожных знаков, повышения эффективности послеаварийных действий и т. п.). Предупреждение ДТП осуществляют следственные подразделения ОВД. Помимо общего профилактического воздействия, следствие реализует возложенную на него уголовно-процессуальным законом обязанность внесения представлений о причинах и условиях совершения преступлений по каждому конкретному уголовному делу.

Подразделения ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПДН) осуществляют специальную и индивидуальную профилактическую деятельность, направленную на предупреждение детского травматизма, совместно с участковыми инспекторами выявляют несовершеннолетних, антиобщественное поведение которых способно привести к совершению преступлений, в том числе и неосторожных.

Пожарная охрана осуществляет мероприятия общей профилактики, информируя население о правилах пожарной безопасности, о правилах эксплуатации бытовой техники и о формах поведения в экстремальных ситуациях. Разрешительная система ОВД, осуществляя меры профилактики неосторожных преступлений, информирует граждан о правилах эксплуатации охотничьего и газового оружия.
Разрешительная система ОВД, осуществляя меры профилактики неосторожных преступлений, информирует граждан о правилах эксплуатации охотничьего и газового оружия.

Оперативные возможности сотрудников УР и ОБЭП позволяют выявлять граждан, у которых состояние здоровья и негативные привычки поведения позволяют прогнозировать опасность (правила для владельцев оружия, пользователей ядами и другими сильнодействующими лекарствами и т. д.). Технический прогресс сократил число транспортных происшествий, вызываемых чисто конструктивными недостатками, и в то же время возросло число крушений, катастроф и аварий, причиной которых является неосторожное поведение человека.

По данным мировой статистики из каждых трех происшествий на транспорте два обусловлены человеческим фактором. На протяжении длительного времени подобная пропорциональность сохраняется.

Особенность неосторожных преступлений заключается в том, что причинный комплекс данных преступлений как бы затушеван и методы индивидуальной профилактики не успевают за преступлением. Отсюда условием эффективности профилактики транспортных происшествий должно стать постоянное взаимодействие различных ведомств и правоохранительных органов. Основными направлениями профилактики транспортных происшествий должны быть: разработка и реализация долгосрочных комплексных программ по предупреждению происшествий, предусматривающая меры социально-правового, организационно-технического характера; совершенствование законодательных и нормативных актов, регламентирующих уголовную, административную и дисциплинарную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также документов, регулирующих служебное расследование транспортных происшествий; постоянное совершенствование практики расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о транспортных происшествиях; совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов, регламентирующих безопасность движения и эксплуатацию транспорта; повышения уровня профессиональной подготовки транспортных следователей и прокуроров, специалистов межведомственных органов, связанных с обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспорта; повышение уровня профессиональной подготовки работников транспорта.

Зарубежные исследователи проблемы предупреждения неосторожных преступлений пришли к выводу, что наиболее эффективными и надежными в этом плане являются меры, не связанные с воздействием на человека.

В соответствующей практике развитых стран акцент делается на: повышение безопасности автотранспорта и иной техники; улучшение дорог, установку автоматических средств регулировки движения и контроля; развитие сети сервисных услуг (ремонт автомобиля, отдых водителя и т.

п.). Вторая и третья группа мер носят стратегический характер, они требуют значительных материальных затрат, их реализация занимает значительный временной период (как правило, около 10 лет). Улучшение подготовки специалистов.

Усиление контроля над ними (как в процессе эксплуатации техники, так и при допуске к ней), усиление ответственности за нарушения требуют меньше затрат, эти меры могут быть реализованы в более сжатые сроки.

В зарубежной практике воздействия на неосторожную преступность акцент делается на развитие стратегических мер, в отечественной — большее внимание уделяется мерам тактическим и оперативным (воздействие на человека).

И это различие сказывается на результатах: уровень травматизма в России в 5-8 раз выше, чем в развитых странах мира. Из каждых 100 пострадавших в авариях людей у нас погибает 15, тогда как в США и Германии — только 2, в Италии и Швейцарии — 3.5 Контрольные вопросы Назовите виды неосторожной преступности.

В чем состоят особенности личности неосторожного преступника.

Поясните, что понимается под виктимологическим аспектом механизма совершения неосторожных преступлений. Конкретизируйте криминологические особенности характеристики автотранспортных преступлений. Назовите основные субъекты и меры предупреждения неосторожной преступности.

Меры профилактики неосторожной преступности

Предупреждения преступности, в прямом смысле, означает охрану людей, общества, государства от преступлений.

Исторические корни данного вида социальной практики исходят из древности: с появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений как деяний, вчинились, несмотря на них, стали действовать меры не только карательной, но и профилактической предупредительной деятельности .

Сегодня перед обществом стоит задача — приостановить рост преступности. Главным направлением является профилактика преступлений, ведь только в этой сфере общество может реально влиять на причины преступности, а следовательно, и на саму преступность (неосторожная преступность занимает значительную долю).

Главным направлением является профилактика преступлений, ведь только в этой сфере общество может реально влиять на причины преступности, а следовательно, и на саму преступность (неосторожная преступность занимает значительную долю). А при многоплановой специфике неосторожных преступлений нужна и специфическая система мер. Во-первых, в отличие от умышленных деяний, приоритет ситуативных факторов в механизме неосторожных преступлений определяет наиболее перспективный и преимущественный характер именно предупредительных мероприятий.

Во-вторых, как уже подчеркивалось, преступная неосторожность не знает специфических особенностей преступной деятельности, характерных для умышленных преступлений.

Однако разнообразие видов неосторожных преступлений предопределяет и необходимость дифференциации мер предупреждения, связанных с профилактикой: 1) неосторожности операторов источников повышенной опасности; 2) другой профессиональной неосторожности при проведении работ, которые требуют особой предосторожности; 3) служебной неосторожности при принятии и исполнении управленческих решений; 4) бытовой неосторожности, связанной с использованием оружия, бытовых устройств и т.д . Эти меры продиктованы прежде всего и новым мышлением, современной концепцией поступательного развития нашего общества в условиях радикальной перестройки всех сфер жизнедеятельности, ускорением научно-технического, социального прогресса и формированием правового государства; с диалектикой противоречий общественного развития, социально-правовой природе преступности и исторических перспектив ее преодоления; понятие неосторожной преступности и механизмом отклоненной неосторожного поведения; с негативными сторонами и противоречиями обыденного сознания; побуждениями и деформированным отношением отдельных лиц к правилам безопасности и осторожности в профессиональной и бытовой деятельности, выступают как объективные и субъективные предпосылки совершения неосторожных преступлений . Необходимо выделить три группы взаимосвязанных факторов, которые обусловливают влияние научно-технического прогресса на неосторожную преступность: 1) отсутствие прямой корреляционной зависимости между ростом техники, технической фондовооруженностью общественного производства и ростом преступлений в сфере использования техники; 2) повышение требований к личности и человеческого фактора при использовании техники; 3) необходимость учета и нейтрализации сопутствующих научно-техническому прогрессу явлений и процессов, что при определенных неблагоприятных условиях способны приобретать криминогенной значимости влиять на сознание и поведение людей.

Рекомендуем прочесть:  Изменение индекса ртс 2016 2021

Система предотвращения неосторожным преступлениям — как сложное многоуровневое иерархическое образование высокой степени общности — подвергается дальнейшему разбивке по многим системообразующими признаками. По разновидностям сфер жизнедеятельности, интегрирует три одноуровневые, но неравные по значимости подсистемы предотвращения неосторожным преступлениям: а) в производственно-технической сфере, охватывая все отрасли народного хозяйства, транспорт, энергетику, экономику, экологию и государственное управление; б) в семейно-бытовой сфере, что охватывает профилактику конфликтных внутріродинних, индивидуально-бытовых и общественно-бытовых отношений; в) в сфере досуга, что охватывает предупреждения неосторожных преступных деяний при совершении общественно организованного досуга. По формам вины лиц, которые поддаются профилактике, исследуемая система образует две одноуровневые подсистемы предотвращения неосторожным преступлениям, совершаемым: а) преступную самонадеянность, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение; б) преступной небрежности, когда виновный не предвидел возможности наступления общественно опасного последствия своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть.

По уголовно-правовым признакам отдельных видов неосторожных преступлений система интегрирует несколько простых, но различных по значимости подсистем предотвращения неосторожным общественно опасным деянием, связанных с нарушением правил безопасности при эксплуатации различных транспортных средств; безопасности при использовании техники и проведении работ в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве; охраны экологической среды; охраны государственного и коллективного имущества; безопасности поведения в семейно-бытовой и праздному среде, а также нарушение норм, охраняющих жизнь, здоровье и имущество граждан. За объектами профилактического воздействия и возрастных характеристик лиц, которые проходят профилактику, система, рассматривается, образует три подсистемы предотвращения неосторожным преступлениям среди: а) несовершеннолетних и молодежи; б) лиц среднего возраста; в) лиц пожилого возраста. Важнейшими показателями, интегрируют систему и обеспечивают целесообразность ее функционирования, является эффективность и результативность целенаправленных действий, разносторонняя скоординированность ее звеньев, обеспечивающих достижение результата.

Эффективность функционирования системы предотвращения неосторожным преступлениям зависит от многих объективных и субъективных условий, внешних и внутренних факторов, к которым необходимо отнести: уровень ее организованности, сбалансированности и совершенство внутренней структуры, преемственность в меру работе между субъектами профилактики, степень и характер взаимодействия между управляющими и управляемыми звеньями. При этом учитывать, что управление этой системой — целенаправленный динамический процесс, осуществляемый в условиях среды, которая непрерывно меняется, что предполагает последовательное совершенствование структуры и проводится на основе познания присущих системе закономерностей.

Выступая важным фактором дифференциации и интеграции системы, составляющие взаимодействия «человек — техника — внешняя среда» является не только объектом профилактического воздействия, но и оказывает обратное влияние на систему, заставляя ее перестраиваться с учетом новых условий и требований, что влияет на управляемость системы, дальнейшее упорядочение ее структуры и форм взаимодействия. Среди других внутренних факторов, влияющих на эффективность функционирования системы предупреждения преступлений, совершаемых по неосторожности, стоит отметить материальное, кадровое, ресурсное и иное обеспечение, а также организационное совершенство и профилактический потенциал системы. Указанная единство процесса и структуры, которая образует систему управления, открывает большие возможности для повышения эффективности предотвращения неосторожным преступлениям путем целенаправленной перестройки внутренних факторов — состава, функций, структуры системообразующих звеньев и внутрісистемних взаимодействий в связи с изменением или возникновением новых задач, которые стоят перед системой.

В процессе такой регуляции повышаются уровень организованности системы, ее сбалансированность и скоординированность, что осуществляют растущий регулирующее влияние на состояние предотвращения преступлений, которые совершаются по неосторожности. Все это необходимо учитывать при планировании мер, криминологическом прогнозировании, разработке и принятии оптимальных управленческих решений с целью повышения профилактического потенциала этой системы.

К внешним условиям, которые предопределяют эффективность функционирования анализируемой системы, прежде всего следует отнести стимулирующие или же, наоборот, дестабилизирующие факторы окружающей среды.

Важное интегрирующее значение имеют, в частности, уровень и характер ее взаимодействия с другими родственными системами и их звеньями — подразделениями правоохранительных органов, входящих в систему уголовной юстиции, Советами народных депутатов, органами государственного, хозяйственного управления и другими, что повышает общий профилактический потенциал системы предотвращения неосторожным преступлениям, эффективность и комплексность осуществляемых мероприятий. Такой противоречивый, дестабилизирующий процесс рассогласования целей нередко происходит, когда субъекты предупреждения неосторожных преступлений ошибочно ориентированы на формально-количественные показатели профилактической работы, например, на проведение непомерно большого числа встреч с лицами, которые проходят профилактику, этажных бесед или других одноразовых малоэффективных мероприятий без учета их фактического влияния на исправление и перевоспитание неосторожного правонарушителя.

Указанные обстоятельства во многом предопределяют специфику форм и методов профилактики неосторожных преступлений: общесоциальные меры, специально-криминологические и индивидуальные меры. Первый уровень (общесоциальный) включает решение крупных экономических, социальных, идеологических, политических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих и других проблем жизни общества, их реализация косвенно влияет на преступность и на все звенья механизма антиобщественного поведения. На загальносоціальному уровне можно выделить базовые мероприятия, которые имеют разные характеры для формирования и развития системы целенаправленной профилактики неосторожных преступлений.

Это: крупномасштабные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, развитию техники безопасности, внедрению механизации, автоматизации, кибернетизации в производство и быт, а также мероприятия по укреплению социальной, производственной, технологической дисциплины, воспитанию у населения (особенно у подрастающего поколения чувства гражданской ответственности и долга. Общегосударственные природоохранные мероприятия также относятся к базовым по специальной профилактики неосторожных преступлений.

Вторая половина 90-х годов ознаменовалась активным формированием правовой основы предотвращения экологических преступлений. Принято более ста законов, президентских указов, определений и постановлений Кабинета Министров Украины, других нормативных правовых актов, направленных на обеспечение экологической безопасности.

Все они существенно расширяют базу природоохраны, предусматривая, в частности, экономическое регулирование природопользования, финансирование природоохранных мероприятий, осуществление государственно-инспекторской работы и экологической экспертизы, международно-правовое сотрудничество, научно-исследовательскую работу и образование.

В предотвращении неосторожным преступлениям, связанным с легкомыслием и небрежностью, профессиональной непригодностью операторов источников повышенной опасности, участников других работ, требующих особой предусмотрительности, есть мероприятия, рассчитанные на реализацию более широкой задачи, чем профилактика преступной ошибки, а именно: на профилактику ошибки вообще, независимо от того, она порождена.

В предотвращении неосторожным преступлениям, связанным с легкомыслием и небрежностью, профессиональной непригодностью операторов источников повышенной опасности, участников других работ, требующих особой предусмотрительности, есть мероприятия, рассчитанные на реализацию более широкой задачи, чем профилактика преступной ошибки, а именно: на профилактику ошибки вообще, независимо от того, она порождена. В этом аспекте должны быть меры контроля за конструкцией машин и механизмов, за качеством их изготовления, за условиями эксплуатации, за наличием и техническим уровнем систем безопасности, дублированием этих систем на решающих участках и т.д. Также подробно должны разрабатываться рекомендации по профессиональному отбору операторов, принимая во внимание психофизиологические свойства, подготовки тренажеров для труда в экспериментальных условиях, экстремальных ситуаций, по контролю за состоянием их работоспособности во время дежурства или выполнения работ.

По предотвращению должностному неосторожности, в частности в сфере охраны природы и рационального использования ее ресурсов, в частности, организации подбора кадров, характеризуемых профессионализмом и порядочностью, устойчивостью против давления группового эгоизма коллектива предприятия, фирмы. Вместе с этим нужны четкое нормативное регулирование и методическое обеспечение принятия и исполнения управленческих решений; своевременное и достаточное информационно-аналитическое обеспечение, что позволяет оценить степень и обоснованность риски, возможные последствия. Существенным дополнением к этим мерам является систематический анализ допущенных ошибок, их причин и последствий, чтобы предотвратить повторения; обеспечение реального устранения предприятием, фирмой ущерба, нанесенного природе, другим предприятиям, отдельным людям.

Второй уровень (специально-криминологический) связан с осуществлением различных мероприятий в конкретных социальных группах, коллективах, семьях, где возникают конфликтные ситуации, намечаются отрицательные явления. Скажем, специфика мер специально-криминологического предупреждения «бытовой» неосторожности заключается в том, что большое значение имеют предупредительные меры общественного характера (например, профилактика наркомании, пьянства). В отношении неосторожных деликтов в сфере использования техники в системе мер специально-криминологических на первый план выдвигаются те из них, которые учитывают конкретную специфику субъекта, который обслуживает технологическую систему.

Профилактикой неосторожных преступлений можно назвать мероприятия, уменьшающие риск наступления тяжелых последствий при ошибке оператора или иной профессиональной ошибке исполнителя и управленческой ошибке должностного лица. Речь идет об установке устройств, сообщают о возникновении опасной ситуации путем звуковых или световых сигналов; устройств, которые блокируют неправильные действия оператора; автоматизированных и кібернетизованих систем управления; устройств, препятствующих доступу посторонних лиц к источнику повышенной опасности; наконец, — о приспособлениях, которые непосредственно защищают людей от травм. Важное значение для профилактики неосторожных преступлений имеет обязательный инструктаж по специальной программе операторов источников повышенной опасности, исполнителей других работ, требующих особой предусмотрительности, руководителей и других лиц, попадающих в опасную зону.

Для предупреждения неосторожных преступлений важны и меры, рассчитанные на обеспечение максимальной безопасности конструкций машин и механизмов, их исправности и нормальных условий эксплуатации.

Профилактическая деятельность инспекций (регистров), проверяют состояние машин и механизмов, наличие и исправность систем безопасности (сигнальных и блокирующих), также имеют немалое значение. Ряд мер профилактики неосторожных преступлений адресовано населению.

Речь идет об обучении правилам транспортной и пожарной безопасности, правилам эксплуатации бытовой техники, охотничьего оружия и т.п., об ограничении владения предметами, в процессе пользования которыми (или доступ к которым может быть допущена преступная ошибка лиц, состояние здоровья или отрицательные привычки поведения которых позволяют прогнозировать опасность (правила для владельцев оружия, пользователей ядами и сильнодействующими лекарствами, конструкторов кустарных транспортных средств, бытовых пользователей пожаробезпечних приборов), а также речь идет о системе экологического воспитания. Одно из мероприятий, что имеет профилактическое значение, — это разработка кримінологами, психологами, специалистами соответствующих рекомендаций относительно таких видов человеческой деятельности, требующих особой предусмотрительности. Есть и общие требования к профессиональных качеств лица, выполняющего ответственную работу: самообладание, скорость принятия решения и реакции на ситуацию, помехоустойчивость; способность применять без колебаний принято решение, осуществляя контроль за его эффективностью; осознание социальной ответственности и профессионального долга.

Научная обоснованность профессиограм, внедрение их в практику профессиональной деятельности и контроль за ней способствует повышению эффективности профилактики неосторожных преступлений. В профилактике неосторожных преступлений большие возможности имеют средства массовой информации. им предстоит освещать все то, что является детерминантами преступной ошибки, начиная от конструктивных недостатков техники и заканчивая ненормальными условиями труда оператора, небрежностью бытового поведения лиц, находившихся в опасной зоне.

Неотвратимые административные и дисциплинарные санкции за нарушения правил безопасности на производстве и в быту позволяют осуществить раннюю, дозлочинну профилактику, которая способна блокировать действия, которые могут перерасти в преступления. Третий уровень — это индивидуальная профилактическая деятельность, которая осуществляется в отношении лиц, совершивших антиобщественные действия. Имеются в виду: воспитательная работа и правовые меры в отношении операторов источников повышенной опасности, участников работ, требующих особой предусмотрительности, владельцев оружия; тех, кто злоупотребляет алкоголем, употребляет наркотики и другие сильнодействующие вещества не в медицинских целях, демонстрирует пренебрежительное отношение к нормам безопасности, выполняет указания руководителей о работе в условиях, угрожающих безопасности и здоровью (выполнения работы, когда имеют место: усталость, болезнь, неисправности техники, неблагоприятные метеоусловия).

Индивидуальная воспитательная работа должна охватывать не только лиц, поведение которых непосредственно реализует преступную ошибку, но и лиц с повышенной виктимностью создание ситуации для такой ошибки. Эффективной является системная взаимодействие общих и специальных мер предупреждения, интенсификация ранней профилактики, неотвратимость ответственности за каждое правонарушение или преступление. Предотвращение преступлений по неосторожности масс ряд особенностей, связанных со спецификой детерминант, предопределяющих их.

К ним относятся: — при профилактике неосторожных преступлений (отсутствуют подготовка, покушение, соучастие) не применяются некоторые формы и методы, характерные для предотвращения умышленным преступлениям — выявление лиц, которые готовятся к преступлению, пресечение начатых преступлений, установления соучастников и т.п.; — меры предупреждения неосторожных преступлений очень похожи и часто являются тождественными с мерами защиты от случайного причинения вреда. Они ориентированы не на возможных преступников, а на недопущение как неосторожной, так и случайного ущерба; — в системе профилактики указанных преступлений удельный вес экономических, организационно-управленческих и технических мероприятий является значительно большей, чем в отношении умышленных деяний; — неосторожная преступность лучше «гордится» предохранительным мерам, чем другие виды преступности. Примерный перечень специальных мер воздействия на детерминанты неосторожной преступности включает: а) влияние на орудия и средства действия: — техническое совершенствование орудий и средств, повышение их надежности; — улучшение контроля за техническим состоянием орудий и средств, их «диагностика»; — нейтрализация опасных факторов, присущих техническим системам, и уменьшения возможного вреда от их использования; — четкая регламентация норм и правил техники безопасности; — недопущение посторонних лиц к эксплуатации машин, оборудования, максимально возможное ограничение доступа в зону их действия; — изъятие из бытового обращения опасных предметов (оружия, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ); б) воздействие на криминологическую ситуацию: — обеспечение надлежащего состояния объектов, представляющих повышенную опасность (пути сообщения, шахты и т.д.); — ликвидация или нейтрализация источников опасности в зависимости от объективной возможности и экономической целесообразности; — установление надежного контроля за опасной ситуацией, выявление различных отклонений от нормы на ранних стадиях; — регламентация профессиональных действий в типичных опасных ситуациях и отработка стандартов поведения в них; в) влияние на человека: — профессиональная ориентация и отбор работников с учетом их психофизических качеств; — обучение работников правилам поведения в опасных ситуациях; — усиление контроля за деятельностью лиц, связанной с повышенной опасностью, а также за состоянием их здоровья; — научная организация труда этих категорий работников с учетом рекомендаций медицины и психологии; — усиление юридической ответственности лиц за несоблюдение установленных правил безопасности; — общее повышение культуры и дисциплины поведения граждан, которые могут оказаться в техногенно опасных ситуациях.

Важное место в профилактике неосторожных преступлений принадлежит воспитательным мерам.

В последнее время в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях Украины введена обязательная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Социологические исследования свидетельствуют о необходимости существенного улучшения: пропагандистской работы, более эффективного использования средств массовой информации, в частности для популяризации законодательства, регламентирующего ответственность за совершение неосторожных преступлений и других правонарушений.

Предупреждение неосторожной преступности

Направленность и содержание мер предупреждения неосторожных преступлений во многом зависит от сфер действия их причин и условий.

В организации предупредительной работы важно учесть особую роль внешних ситуативных факторов в генезисе этих преступлений.

Первостепенное значение имеет наведение порядка, укрепление дисциплины на производстве, транспорте, во всех системах взаимодействия человека с техникой. Предупреждению неосторожных преступлений способствует техническое перевооружение, механизация и автоматизация производства, разработка и внедрение современных эффективных средств безопасности труда. должно осуществляться на разных уровнях (общесоциальном, видовом (групповом), индивидуальном) в зависимости от уровня причин этой преступности.

В первую очередь должна быть коренным образом пересмотрена вся система профессиональной подготовки и переподготовки тех, кто будет допущен к управлению техникой, прежде всего той, которая представляет собой источник повышенной опасности.

Для этого нужно повысить профессиональный уровень самих преподавателей.

Необходимо изживать негативные стороны менталитета народов России; разумеется, это архисложная задача, для решения которой потребуются долгие годы.

Думается, что простыми призывами соблюдать имеющиеся правила и интересы других людей невозможно добиться желаемых результатов. Необходимо сделать так, чтобы соблюдение названных норм было выгодно людям и в конце концов стало нормой поведения. Пока что от этого мы очень далеки, тем более что материальное положение населения еще достаточно низкое, в общем соответствующее уровню технического оснащения промышленности, сельского хозяйства и строительства.

Все это должно органически и постоянно сочетаться с мероприятиями по борьбе с пьянством и коррупцией.

Это тоже долговременные задачи, особенно борьба с пьянством, которое является характерной чертой российского менталитета и во многом носит бытовой характер, что создает дополнительные труднопреодолимые преграды.

Видимо, невозможно обойтись без масштабных шагов по улучшению условий труда и обеспечению его безопасности, развитию техники безопасности, внедрению механизации, автоматизации и достижений в области кибернетики. Но это не принесет желаемого результата без укрепления производственной и технологической дисциплины, формирования у людей чувства ответственности, необходимости строго следовать определенным правилам.

Нужно не только усилить контроль за конструкцией машин и механизмов, качеством их изготовления и условиями эксплуатации, надлежащим ремонтом и т.д., необходимо преодолеть вековое отставание страны в технике и технологиях. Именно в этом кроется коренное решение проблемы снижения уровня неосторожной преступности.

Речь идет именно о снижении уровня неосторожной преступности, но отнюдь не о ее искоренении: это просто невозможно сделать и, конечно, этот вид преступности (как и вся преступность), причем как раз в области использования техники, существует во всех богатых и процветающих странах. Постоянное техническое отставание России и его преодоление — это вовсе не криминологические, а общесоциальные, исторические проблемы. Это наглядно показывает, насколько борьба с преступностью и обеспечение правопорядка в стране зависят от уровня общественного развития и достижений успехов в материальном производстве.

Что касается законов и подзаконных нормативных актов, призванных предупреждать неосторожные преступления, то их достаточно много -от уголовных до специальных, направленных именно на обеспечение безопасности людей, охрану природы и т.д. Однако такие установления плохо исполняются в силу особенностей менталитета народов России, который сформировался не сам по себе, а под влиянием социальных условий их жизни. Поэтому задача заключается не только в том, чтобы «сочинять» адекватные и нужные законы и другие акты, но еще и в том, чтобы люди соблюдали их, желательно на уровне автоматизма.

Поскольку основную часть неосторожных преступлений составляют дорожно-транспортные, большое значение для предупреждения таких преступлений имеет модернизация, производство безопасных автомобилей, улучшение качества дорог, надзор за их состоянием и неукоснительным соблюдением правил эксплуатации.

Особое внимание должны привлекать водители, их профессиональная подготовка, психофизическое состояние во время работы.

Значительными предупредительными возможностями располагает специализированная служба полиции по обеспечению безопасности дорожного движения, на которую, в частности, возложены функции регистрации и учета автотранспортных средств; надзора за техническим состоянием транспорта и содержанием дорожной сети; регулирования движения транспорта и пешеходов; выявления и пресечения нарушений правил дорожного движения; принятия к нарушителям установленных законом мер воздействия; учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, причин и условий их возникновения, принятия мер по их устранению.

Повышению результативности деятельности данной службы способствуют меры по искоренению в ней коррупции, улучшение прокурорского надзора за исполнением ею законов. Эти специальные предупредительные мероприятия должны реализовываться на фоне социального и экономического развития в области автомобилестроения, дорожного строительства, правовоспитательной работы среди участников дорожного движения. Главным субъектом профилактики дорожно-транспортной преступности обычно называют службу обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и общественных помощников сотрудников этой службы.

Однако их роль, даже если иметь в виду профилактику в узком смысле слова, достаточно всеобъемлюща, поскольку сам факт их присутствия па дорогах очень многих удерживает от нарушения правил поведения. Но не следует забывать, что еще есть и коллективы (и возглавляющие их начальники), в которых трудятся профессиональные водители. Эти коллективы должны осуществлять профилактическую работу и нести ответственность за действия своих членов.

В профилактической деятельности службы безопасности дорожного движения важное место должно быть отведено надзору за техническим состоянием транспортных средств. Проведение периодических технических осмотров, контроль над осуществлением автотранспортными предприятиями мероприятий по содержанию транспорта в исправном состоянии, проверка его исправности в выборочном порядке и т.д.

— непременные условия предупреждения неосторожных дорожно-транспортных преступлений. Служба безопасности дорожного движения должна вести учет таких преступлений и происшествий, выявлять их причины. Сотрудников службы безопасности дорожного движения часто призывают к агитационной работе, правовому просвещению водителей.

По вряд ли их агитация и призывы могут достичь цели, если о них известно, что они постоянно берут взятки.

Большую роль в предупреждении любых неосторожных преступлений играет повышение общей и технической культуры всех людей, улучшение профессиональной ориентации, профессионального отбора и диагностики лиц, обслуживающих источники повышенной опасности, сложные технические системы.

Интересам предупреждения неосторожных преступлений способствует целенаправленная воспитательно-профилактическая работа среди как возможных субъектов этих преступлений, так и потенциальных их жертв.

Для этого проводятся беседы, консультации, распространяются листовки, памятки на промышленных и транспортных предприятиях, в школах, местах массового отдыха, используются возможности средств массовой информации.

Между тем виктимологический аспект неосторожной преступности исследован в криминологии еще плохо.

Предупреждение неосторожных преступлений, связанных с легкомыслием и небрежностью, профессиональной непригодностью лиц, обслуживающих источники повышенной опасности, других работ, требующих особой осторожности и внимания, являются меры, направленные на исключение любой существенной технической ошибки. Для предупреждения должностной халатности, других криминальных проявлений неосторожности со стороны государственных и муниципальных служащих большое значение имеет четкая регламентация их деятельности в законных и подзаконных актах, а также ведомственный и надведомственный, общественный контроль. Профилактике бытовой неосторожности способствует развитие сервисных служб, обеспечивающих на профессиональном уровне установку и контроль за эксплуатацией бытовой техники.

Профилактике бытовой неосторожности будет способствовать и борьба с бытовым пьянством.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+