Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Причины чередование гласных и согласных звуков

Причины чередование гласных и согласных звуков

Причины чередование гласных и согласных звуков

$ 6. Исторические чередования гласных и согласных звуков


Исторические чередования в современном русском языке не зависят от фонетических условий, чем и отличаются от фонетических чередований. Например, в корне слов сброс и сбрасывать чередуются ударные гласные [о], [а], стоящие в окружении одинаковых согласных.

В словах пеку, печь, печной, печенье, печет чередование согласных [к], [ч] происходит в самых различных фонетических условиях: в конце слова, перед согласным, перед гласным переднего ряда, перед гласным непереднего ряда. Исторические чередования гласных звуков встречаются двух видов: 1) чередование гласного с гласным и 2) чередование гласного с сочетанием гласный+согласный. К историческим чередованиям первого вида относятся: еЦ о (после твердых согласных)—везу — воз, несу — ноша; е//о (после мягких согласных)—перст — наперсток [нап’брстък], крест — перекресток [п’ьр’икр’бстък]; о// а — задобрить — задабривать, поздно — опаздывать; о, еЦ нуль звука — сон — сна, день — дня (в школьной практике оно известно как чередование с беглым гласным).

К историческим чередованиям второго вида относятся: я[а]// им, ин, ем, ен, м, н — снять — сниму, сжать — сжимать — сожму, сжать — пожинать — сожну; у, ю [7] Ц ов, ев — сновать — сную, плевать — плюю. Историческими чередованиями согласных звуков в современном русском языке являются следующие: к// ч// ц — лик — личный — лицо, скука — скучный; г// ж // з — другу — дружный — друзья, бегу — бежишь; х//ш — ухо — уши, страх — страшный; ц// ч — конец — конечный, отец — отечество; з// ж, с// ш — возить — вожу, носить — ношу; т// ч// щ,д// ж// жд— свет — свеча — освещение, ходить — хожу — хождение; ск// щ, cm// щ — плеск — плещется, свист — свищу; д, т// q — веду — вести, мету — мести; л// л’ — село — сельский, мыло — мыльный. Исторические чередования губных согласных своеобразны: б//бл, п//пл, в//вл, ф//фл, м// мл — любить — люблю, лепить — леплю, ловить — ловлю, графить — графлю, ломить — ломлю.

••’Исторические чередования возникали в разные исторические периоды, по разным причинам. Знание этих чередований помогает нам установить историческое родство многих слов, которые в современном русском языке не объединяются общим корнем, например: теку и ток, коса и чесать, плоский и площадь, владеть и власть и т. д.При стечении трех или более согласных в ряде случаев один из согласных выпадает, что приводит к упрощению данных групп согласных.

Упрощению подвергаются сочетания: стн (выпадает т) — [м’эсны]’]; здн (выпадает (?) — [праз’н’ик]; стл (выпадает __ [зав’йс’л’ивьц], но [кастл’* авьг)]; стек (выпадает т) — [туриск’иЛ, стц (выпадает т) —истца [исца]; здц (выпадает д) —уздцы [усцы]; нтц (выпадает т) — талантца (таланцъ]; ндц (выпадает (?) — голландцы [галанцы]; нтск (выпадает т) — [г’иганск’и]]; ндск (выпадает (?)—голландский [галанск’и)]; рдц или рдч (выпадает (?) — [с’эрцъ], [с’ирч’йшкъ]; лнц (выпада- ет л) — [ебнцъ]. В словах и формах, образованных от основ чувств- и здравств-, не произнбсится согласный в — [ч’*уствъ], [здраствуі].

Почти во всех случаях стечения нескольких согласных упрощение приводит к выпадению зубных согласных д или т. Из исторических упрощений групп согласных следует отметить выпадение д и т перед согласным л в глаголах прошедшего времени — ведуу но вел, вела, вело; плету, но плел, плела, плело; и утрату суффикса -л у глаголов прошедшего времени в муж.

роде после основ на согласный — нес, но несла, несло, несли; мог, но могла, могло, могли и т.

п. | Источник: Воспользуйтесь формой поиска релевантные научные источники:

  1. Хабургаев Г.А. | М.: Изд-во МГУ, 1990. — 296 с. | Монография | 1990 | docx/pdf | 14.16 Мб В монографии рассматривается историческое развитие категорий и форм имен существительных, прилагательных, числительных и местоимений в русском диалектном языке. Обобщение материала, накопленного
  2. | Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 0.04 Мб Фонема как семейство. Транскрипция. Противопоставление согласных по глухости звонкости. Фонетические процессы(чередование). Синонимия, Омонимия, Полисемия некорневых морфем. Отступление от правил
  3. | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.08 Мб 1. Понятие звуковой системы язык 2. Артикуляционный аппарат человека. 3. Суперсегментные единицы. Слог. Теории слога. 4. Суперсегментные единицы. Ударение. 5. Суперсегментные единицы. Интонация 6.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

2.2. Корень слова

1. Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.

Слова с одинаковым корнем называются однокоренными. Вода, водный, подводный, подводник, надводный, наводнение, паводок и др.

  1. Корень может состоять из нескольких звуков (идёт) или из одного звука (пойти).

2. В сложных словах выделяются два и более корня. Водопровод, вечнозелёный, бело-сине-красный.

  1. В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде. Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

3.

В русском языке встречаются корни-омонимы. Вода, подводный – водить, проводник; сыр, сырок, сырный – сырой, отсыреть, сырость. 4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д. Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

Чередование гласных Гласные Примеры О – е Возить – везти, носить – нести, пою – петь.

О – а Бросить – забрасывать, закончить – заканчивать. О – ы, е – и Вой – выть, шей – шить. О – е – и Сбор – соберу – собирать.

О – ы – у Сохнуть – заcыхать – сухой. О/е – «ноль» звука (беглые гласные) Рот – рта, день – дня.

И – ы Искусный – безыскусный.

Чередование согласных Согласные Примеры К – ч Рука – ручной, дружок – дружочек. Х – ш Сухой – сушить. Г – ж – з Друг – дружить – друзья. Д – ж – жд Водить – вожу – вождение.

Т – ч – щ Свет – свеча – освещение. Ст – щ Пёстрый – испещрить. Д/т – с Веду – вести, мету – мести.

Б – бл Любить – люблю. П – пл Купить – куплю. В – вл Ловить – ловлю. Ф – фл Графить – графлю. М – мл Кормить – кормлю. Чередование сочетаний звуков Сочетания Примеры А/я – им – ин – м/н Жать – сжимать – сожму, жать – пожинать – пожну.

Ова/ева – уj Ковать – ку[ j ]ю, жевать – жу[ j ]ю.

Обратите внимание! Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормлю (кормить), люблю (любить), ослепление (слепой) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!

5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова. Ср.: стол, лев, стена и др. Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

Например, корень ул- (улица, проулок); корень пт- (птица, птенец); корень роб- (робкий, робость), вой- (войско, война, воин). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожанин, англичанин).

6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться.

Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение. Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух, тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз-.

В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н-, а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни. Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова – разить, разительный), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень – образ-.

7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова. Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и.

Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и.

►Читайте также другие темы :

Чередование согласных в корне слова

В русском языке распространено такое явление, как чередование гласных в корне слова (вариантов чередования и корней с ним очень много), но встречаются и корни с чередующимися согласными.

Есть несколько наиболее характерных разновидностей смены согласных и определенное объяснение данного явления в целом. Оно заслуживает отдельного внимания, поскольку такие чередования обязательно нужно запомнить. На самом деле вариантов чередования согласных в корне очень много.

Вот самые распространенные пары-тройки: г\ ж\ з – друг- дружить- друзья; т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение; д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать; ц\ч\к – лицо-личико-лик; с\ш\х – лес-леший, пахать-вспашка; щ\ск-ст – мощеный – мостить, лощеный – лоск; б\ бл- любовь- люблю; в\ вл- ловить- ловля; м\ мл- ломить- преломление; п\ пл- лупить- луплю; ф\ фл- графить- графлю. Объяснение этих процессов учеными-лингвистами достаточно простое: чередование образовалось в результате упрощения произношения, причем изначальный смысл звуков по мере протекания этого процесса утрачивался.

В ученой среде бытует несколько ироническое выражение, которое звучит как “так сложилось исторически”. Оно объясняет многие непонятные явления в русском языке, в том числе и чередование согласных в корне.

На самом деле такое объяснение имеет смысл – за каждой парой или тройкой чередующихся согласных в корне стоит длительный процесс языковых перемен.

Важно отметить, что значение корня при чередовании совершенно не изменяется, единицы с чередующимися согласными в корне слова продолжают считаться родственными и образуют лексические группы.

При этом определить, какой именно звук считать основным, возможно не всегда, хотя в большинстве случаев какой-то согласный все-таки берется за точку отсчета. Обычно чередование согласных имеет место в конце корня, на его границе с суффиксом или окончанием.

Правил, согласно которым происходит это чередование, нет, в основном его просто нужно запомнить.

Прежде, чем закрепиться в письменной речи, то есть стать грамматической нормой языка, такие чередования возникли в устном общении людей. Кроме корней с чередующимися гласными, которых в русском языке очень много, есть и корни с чередующимися согласными. Они образуют не только пары, но и тройки чередования, при этом меняется только форма корня, но не его значение.

То есть получается, что слова, в которых корни имеют одно значение и отличаются только согласной, являются такими же родственными, как и те, в которых корни имеют одинаковый вид. Чередование согласных в корне является следствием разнообразных исторических процессов, которые в итоге привели к упрощению произношения и утрате согласными своего изначального значения. Первоначально изменения произошли в устной речи, а потом закрепились и кодифицировались в письменной, став нормой русского языка.

  • в интернете
  • в письменной речи
  • Вопрос 1 из 5
    • в устной речи
    • в письменной речи
    • в словарях
    • в интернете
  • в устной речи
  • в словарях

(новая вкладка) А какая ваша оценка? Новые тестыБудь в числе первых на доске почета

  1. Обществознание
  2. Математика
  3. Геометрия
  4. Биология
  5. Окружающий мир
  6. Русский язык
  7. Информатика
  8. Все
  9. История
  10. Литература
  11. Алгебра
  12. Английский язык
  13. География
  14. Чтение
  15. История России
  16. Химия
  17. Физика

Примеры слов с чередованием гласных и согласных в корне слова

Содержание Чередование — это заме­на одно­го зву­ка дру­гим в одной и той же мор­фе­ме при обра­зо­ва­нии и изме­не­нии слов.В корне слов могут чере­до­вать­ся как глас­ные, так и соглас­ные.

Приведем при­ме­ры с чере­до­ва­ни­ем глас­ных и соглас­ных в корне слов.В корне слов могут чере­до­вать­ся без­удар­ные глас­ные «а» и «о».

В таком слу­чае глас­ную невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во, поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся гласных.В кор­нях , клан-/клон-, в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся бук­ва «о», а под уда­ре­ни­ем и «а», и «о», напри­мер:

  1. загар, угар, угарный.
  2. кланять­ся, уклон, поклон, Поклонная гора;
  3. тварь, тлетворный, затвор, притвор.
  4. творить, творение, творец, сотворить, сотворение;
  5. гореть, горелка, загореть, загорелый, загоревший­ся, загорать, угореть, угорелый, под­гореть, под­горелый, под­горевший, погорелец, сгореть, несгораемый, выгорать, выгореть, выгорание, воз­горать, воз­горание, пере­гореть;
  6. поклонение, поклониться, поклонись, поклоняться, склонение;

ПравилоВ кор­нях , напи­са­ние бук­вы «а» дик­ту­ет суф­фикс -а-, нахо­дя­щий­ся после корня.Примеры:

  1. касаться, касание, касатель­ная, прикасаться;
  2. излагать, прилагать, прилагаю, предлагать, налагать;
  3. при­кос­но­ве­ние, при­кос­нуть­ся, коснись;
  4. изло­жить, изло­же­ние, при­ло­жить, при­ло­же­ние, пред­ло­жить, пред­ло­же­ние, зало­жить, обложной.

Будем иметь в виду, что во мно­гих сло­вах в совре­мен­ном рус­ском язы­ке эти кор­ни срос­лись с приставками.ПравилоВ корне скак-/скоч- напи­са­ние букв «а» или «о» без уда­ре­ния зави­сит от после­ду­ю­щей согласной.Примеры:

  1. проскакать, скакание, обскакать, скакун, скакалка;
  2. подскочить на месте, выскочить из дома, заскочить на мину­ту, перескочить через лужу, выскочка.

Гласные а/о .Примеры:

  1. рас­те­ние, рас­ти, рас­ти­тель­ность, росток, выращенный;
  2. водо­рос­ли, нарост, на вырост, отрос­ли, выросла.

Чередование букв а/о отме­тим .

  1. пла­вать, спла­вать, пла­ва­тель­ный, пла­ву­чий, на плаву;
  2. пло­вец — плов­цы, плов­чи­ха — пловчихи.

В кор­нях мак-/моч- напи­са­ние чере­ду­ю­щих­ся глас­ных а//о явля­ет­ся смысловым.Примеры:

  1. макать в сме­та­ну, обмак­нуть перо в чер­ни­ла, мак­нуть в соль;
  2. смо­чить вих­ры, про­мо­чить ноги, намо­чить воло­сы, про­мок­нуть под дождем, замо­чить бельё.

В кор­нях , мер-/мир-, пер-/пир-, дер-/дир-, тер-/тир-, жиг-/жег-, стел-/стил-, чет-/чит-, блест-/блист- отме­тим без­удар­ные глас­ные «е» или «и» в зави­си­мо­сти от при­сут­ствия суф­фик­са -а-, напри­мер:

  1. избира́ть — изберёшь;
  2. сдира́ть — сдеру́, сдерёт;
  3. застила́ть — застели́ть;
  4. отпира́ть — отпере́ть;
  5. заблиста́ть — заблесте́ть;
  6. растира́ть — растере́ть;
  7. обжига́ть — обжёгший;
  8. вычита́ние — вы́четы.

В кор­нях с эле­мен­та­ми им-, -ин-, за кото­ры­ми сле­ду­ет суф­фикс -а-, пишет­ся бук­ва «и».Примеры:

  1. занимать;
  2. понимать;
  3. приминать;
  4. пред­принимать;
  5. заниматель­ный.
  6. понимание;
  7. пред­приниматель;

Отметим исто­ри­че­ские тра­ди­ци­он­ные чере­до­ва­ния соглас­ных в корне слов:г//ж//з

  1. друг -друж­ба — друзья;
  2. подру­га — дружный;

д//ж//жд

  1. водить — вожу — вождение;
  2. бро­дить — брожение;
  3. еда — сладкоежка;
  4. выход, ходок — выхо­жу — выхождение;
  5. родить — роже­ни­ца — рождение;
  6. насла­дить­ся — наслаждение;

к, ц, ч//т

  1. раз­да­ча — раздатчик;
  2. кру­пи­ца — крупитчатый;
  3. кабак — кабатчик;
  4. пота­кать — потатчик;
  5. добы­ча — добытчик;
  6. казак — казатчина;
  7. рес­ни­ца — реснитчатый;
  8. турок — турецкий;
  9. таб­ли­ца — таблитчатый;

к//ч//ц

  1. кли­кать — клич — вос­кли­цать, восклицание;
  2. ткать — ткач — ткацкий;
  3. пустяк — пустячный;
  4. бул­ка — булочная;

к// ц//ч

  1. лик — лицо — личико;

т//ч//щосве­тить — све­ча — освещение;ст//щ

  1. мостить — мощёный;
  2. густой — гуще;
  3. крест — крещёный;
  4. тол­стый — толщина;

ск//щ

  1. иск — ищей­ка, сыщик;
  2. лоск — лощёный;
  3. воск — вощёный;
  4. треск — трещать;
  5. плес­кать — плещет;
  6. дос­ка — дощатый;

г//ж

  1. застег­нуть — застёжка;
  2. варяг — варяжский;
  3. вью­га — вьюжный;
  4. лачу­га — лачужка;
  5. ков­ри­га — коврижка;
  6. пичу­га — пичужка;
  7. серь­га — сережка;
  8. Норвегия — нор­веж­ский, нор­ве­жец, норвеженка.
  9. бакла­га — баклажка;
  10. Волга — волжский;
  11. рас­тя­ги­вать — врастяжку;
  12. бума­га — бумажка;

з//ж

  1. иска­зить — искажение;
  2. воз­ра­зить — возражение;
  3. ска­за­ние — скажу;
  4. моро­зить — мороженое;

с//ш

  1. отно­сить — отношение;
  2. про­сить — прошение;
  3. носить — ноша;
  4. согла­сие — соглашение;

х//ш

  1. бло­ха — блош­ка, блошиный;
  2. успех — успешный;
  3. сума­то­ха — суматошный;
  4. пух — пушок, пушистый;
  5. соха — сошка;
  6. грех — греш­ный, грешница;
  7. ухо — уши, ушной, наушники;
  8. вспа­хать — вспашка;

ц//ч

  1. серд­це — сер­деч­ный, сердечность;
  2. отец, отцов, отцов­ский — отче­ство, отчий, Отечество;
  3. заяц — зай­чи­ха, зайчонок;
  4. яйцо — яич­ный, яичница;

Укажем более ред­кое чере­до­ва­ние соглас­ных н//ш:

  1. голов­ня — головешка.
  2. окно — окошко;
  3. баран — барашек;
  4. ладонь — ладошка;
  5. гар­монь — гармошка;
  6. кар­ман — кармашек;

В кор­нях слов и их форм может про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние согласных:

  1. п//пл: сыпать — сып­лю, насы­пать — насып­лен­ный, высы­пать — высыплю;
  2. б//бл: влю­бить — влюб­лен­ность, губить — губ­лю, дро­бить — дробление;
  3. м//мл: кор­мить — корм­лю, корм­ле­ние, выкор­мить — выкормленный;
  4. ф//фл: раз­гра­фить — раз­граф­лять, раз­граф­лю, разграфленный.
  5. в//вл: уди­вить — удив­ле­ние, выло­вить — вылов­лен­ный, нало­вить — налов­лю, при­ба­вить — прибавление;

Поставить оценку Средняя оценка: 4.3.

Проголосовало: 30

Фонетические или позиционные чередования гласных и согласных звуков.

В русском языке существуют сильные и слабые звука, поэтому существуют позиционные чередования звуков.

Наряду с ними существуют и позиционные (или фонетические чередования), существует так же исторические чередования. Фонетические позиционные чередования обусловлены действующими в фонетике правилами (ассимиляция, редукция.) Исторические чередования представляют собой пережитки фонетических процессов, которые действовали в более ранние эпохи развития русского языка.
Фонетические позиционные чередования обусловлены действующими в фонетике правилами (ассимиляция, редукция.) Исторические чередования представляют собой пережитки фонетических процессов, которые действовали в более ранние эпохи развития русского языка.

Таково чередование Г и Ж в корне бег- / беж .

Чередование фонетически не обусловлено, оно историческое. Чередование звуков – смена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме.

Чередования различаются по характеру чередующихся фонем: чередования гласных или согласных: о//а (ходить — расхаживать), к//ч (пеку — печёшь).

Звуки могут чередоваться не только друг с другом, но и с нулем звука: мес[т]о — мес[-]ный (местный), со[л]нечный — со[-]нце (солнце), стро[й]ка — стро[-]ит. Чередование гласных (во многих случаях эти чередования стали буквенными): е — о: несу — носит, везу – возит е — о — нуль звука — и: наберу — набор — набрать — набирать е — ноль звука:день — дня, верен – верна о – а: приготовить – приготавливать о — нуль звука:сон — сна, ложь — лжи, крепок — крепка о — нуль звука — ы: посол — послать – посылать а (я) — м — им: жать — жму — пожимать, взять — возьму — взимать а (я) — н — им: жать — жну – пожинать, примять — примну – приминать у — ов:кую — ковать, радую – радовать у — ев:ночую — ночевать, врачую – врачевать ю — ев:плюю — плевать, горюю – горевать у — о — ы;сухой — сохнуть – засыхать и — ой:бить — бой, запить – запой е — ой:петь – пой Чередование согласных: г — ж:берегу — бережешь, жемчуг — жемчужина, строгий — строже к — ч:пеку — печешь, мука – мучной х — ш:слух — слушать, горох — горошина, сухой – суше г – з — ж:друг — друзья – дружный к — ц — ч:лик — лицо – личный з – ж:возить — вожу, мазать — мажу, низок – ниже зг — зж [ж]: визг – визжать зд — зж [ж]:бороздить – борозжу с — ш:носить — ношу, плясать – пляшу д — ж:ходить — хожу, молодой – моложе т — ч: хотеть — хочу, хлопотать – хлопочу ск — ст — щ:пускать — пустить — пущу, густой — гуще б — бл:любить — люблю, колебать – колеблю п — пл:купить — куплю, капать — капля в — вл:давить – давлю, ловить – ловля ф — фл: графить – графлю м — мл:сломить — сломлю, дремать – дремлю д, т — с: веду — вести, плету – плести к, г — ч:привлеку — привлечь, помогу – помочь Исторические чередования Исторические (традиционные) чередования- чередования звуков в пределах одной морфемы, не обусловленные современными фонетическими законами, а отражающие фонетические процессы, которые действовали в более ранние периоды истории развития языка: писать — пишу, сон – сна. Таково чередование [г] // [ж] в корне бег-.

В словах бега – бежать чередование звуков [г] // [ж] фонетически не обусловлено, так как эти звуки находятся в тождественной позиции, и чередование является историческим. Исторические чередования играют важную роль при деревации (словообразовании) и формообразовании. Они изучаются в грамматике и исторической фонетике.

Понятие фонетической транскрипции. Основные знаки, принятые в фонетической транскрипции. Фонетическая транскрипция — особый вид письма, созданный для записи устной речи в соответствии с её звучанием (на сколько это возможно).

^- крышечка, редуцированный гласный звук О А или Е в первом предударном слоге и абсолютном начале слова. ПОСЛЕ твёрдого согласного! Ъ- ер, редуцированный звук О А Е во всех безударных слогах, кроме первого предударного!

ПОСЛЕ твёрдого! Ие — редуцированное Е в первом предударном слоге.

Мягкость согласного! Ь- ерь, редуцированное э. Во всех позициях кроме первого предударного. После Мягкого!͞͞ т- обозначение долготы согласного звука.

Т’ – обозначение мягкости согласного звука.
Й разделяется на сильный йот [j] и слабый — [i̯] (знак безгласности, не слоговой) 

Русский язык

5 класс Предметы — — Класс Чередование гласных и согласных в корнях слов Виссарион Белинский, знаменитый литературный критик XIX века, говорил, что русский язык необычайно гибкий.

Яркое тому подтверждение – чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

Это одно из самых интересных явлений, которое возникло очень давно. План урока: Чередование гласных звуков в корнях слов: орфографические особенности Чередование (второе название – альтернация) – способность звуков заменять друг друга в рамках одной морфемы.

Чередуются гласные с гласными и согласные с согласными при изменении грамматических форм слова.

Существуют два вида чередования звуков.

  • Фонетические чередования гласных звуков. Второе название – позиционные. Эти чередования напрямую зависят от размещения звука в слове.
  • Исторические. Они не поддаются объяснению и связаны с утратой звуков ˂ь˃, ˂ъ˃ в старославянском языке (льсть – льстить);

Значение корня после чередования остается неизменным, слова по-прежнему родственные или однокоренные. Альтернация, чаще всего, наблюдается на границе корня с суффиксом или окончанием.

Нужно выучить чередования звуков, иначе часто будут допущены ошибки в словах. Начнем с чередования гласных звуков в корне. Чередование гласных е/и, а/о в корнях слов Чередование гласных е/и – одно из самых сложных.

Как правильно написать: соберу или собиру?

Лови простое, но очень полезное стихотворение от Винни Пуха: Когда за корнем -а- встает, то в корне буква -и- живет! Пишем -и-: Убир̀ать в комнате, запир̀ать дверь, вытир̀ать стол. Пишем -е-: Застел̀ить постель, в̀ыжег много топлива, блест̀еть на солнце.

При словообразовании происходит чередование в пределах одной морфемы:

  1. о→ы: перебросить-перебрасывать;
  2. о→е→и: сбор-соберу-собираю.
  3. о→ы→у: сохнуть-засыхать-сухой;
  4. о→е: возить-везти;

В языкознании есть такое понятие – «беглые гласные». Остановимся на нем подробнее.

Это такие гласные, которые чередуются с нулевым звуком при изменении грамматической формы слова (именительного падежа в родительный): Примеры:

  1. день-дня;
  2. лев-льва;
  3. ров (что?)-рва (чего?);
  4. шов-шва;
  5. дворец-дворца;
  6. бережок-бережка.
  7. коробок-коробка;

Чередование гласных звуков в корне -о-/-а- тоже вызывает сложности у детей и даже взрослых. Рассмотрим три группы корней: Если гласная в любом из этих корней находится под ударением, то нужно писать -а-, если без ударения, то -о-.

Примеры, когда пишем -а-: красивый заг̀ар, уг̀арный газ, кл̀аняться Богам, наг̀ар на свече, разг̀ар праздника. Пишем -о-: загор̀еть на солнце, поклон̀ение Богам, укл̀он реки, твор̀ить добро, сотвор̀ить чудо.

Запоминаем еще одно стихотворение, теперь от поросенка Пятачка: Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь под ударение!

Сложны в написании гласные звуки в корнях-лаг-/-лож-, -кас-/-кос-. На помощь придет таблица. Пишем -о-:ласковое прикосновение, мобильное приложение, предложение руки и сердца.

Пишем -а-: прикасаться к печи, прилагать усилия, налагать обязательства. В корне с чередованием -скак-/скоч- перед звуком -к- нужно писать -а-, перед -ч- указывается -о-:

  1. выскочить из комнаты, заскочить в гости, подскочить от страха.
  2. Прискакать на коне, черная скакалка;

В корнях -мак-/моч- написание гласного звука является смысловым:

  1. промокнуть под ливнем, намочить прививку, промочить ноги.
  2. Макать хлеб в вино, обмакнуть кисть в краску;

Под наш пристальный взор попали корни -плав-/-плов-. Буква -о- пишется только в двух словах: пловец, пловчиха.

В остальных словах пишется -а-: Поплавок на карася, плавник рыбы, плавать в море, плавучий остров. Представляете, есть еще одна группа интересных корней! Это -раст-/-ращ-/-рос-. Безударный гласный звук -а- в корне пишется перед -ст-, -щ-.

Примеры: Зеленое раст̀ение, ̀отрасли науки, в̀ыращенный бриллиант. Итак, давайте разместим все корни в одной таблице: Чередование согласных в корнях слов Давайте поговорим о написании согласных в корне слова. Такие чередования традиционные, носят исторический характер, их нужно просто запомнить.

Они появились сначала в устной речи людей, а потом уверенно закрепились на письме. Объяснение, почему это произошло, простое: люди склонны упрощать произношение слов, чтобы сэкономить время и силы. Часто это происходит с утрачиванием первоначального смысла звуков.

Языковые перемены неизбежны, и наблюдаются на протяжении всего существования человечества. Итак, какие бывают чередования согласных в корне? Согласные -г-/-ж-/-з-, -т-/-ч-/-щ-, -д-/-ж-/жд-, -б-/-бл-, -в-/вл- в корне слова Вот какое стихотворение подготовила тетушка Сова: У меня есть друг Илья Растем мы вместе, мы друзья.

Дружбу нашу не сломить, Ведь умеем мы дружить.

Здесь мы видим пример чередования согласных в корнях слов: друг-друзья-дружить. В русском языке таких замен согласных много.

Обратите внимание на таблицу: В некоторых случаях один согласный звук в корне слова превращается в два.

Такое чередование также характерно при изменении формы слова с одной части речи на другую:

  1. -б-/-бл-: дробить (глагол)-дробление (имя существительное);
  2. -м-/-мл-: кормить (глагол)-кормление (имя существительное);
  3. -в-/-вл-: выловить (глагол)-выловленный (причастие).

Буквы -е-/-о- после шипящих в корнях. Слова-исключения После шипящих в корне пишется -ё-, если при изменении грамматической формы слова -ё- «превратилось» в -е-. Слово надо изменить так, чтобы ударная гласная, которая вызывает сомнение в написании, стала безударной.

Изменим форму прилагательного «ж̀ёлтый» на глагол «желт̀еть».

Видим, что произошла замена буквы -ё- на -е-. Значит, в корне анализируемого прилагательного под ударением пишется буква -ё-.

Другие примеры:

  1. Ж̀ёлудь-многожелуд̀ей;
  2. Ч̀ёлка-чел̀о;
  3. Ш̀ёлк-шелк̀а.
  4. Деш̀ёвый-дешевизн̀а;
  5. Пшё̀нник-пшен̀о;
  6. Печ̀енка-п̀ечень;

В русском языке есть слова-исключения, заимствованные из других языков. Для закрепления знаний проведем по новой теме небольшой тест.

Выберите один правильный вариант ответа. Поделиться уроком с друзьями: ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Вопрос: 1 На какие две группы разделяются чередования?

1Исторические и фонетические 2Фонетические и морфологические 3Исторические и лексические 4Простые и сложные Ответить 1 Вопрос: 2 Назовите второе название чередования: 1Сегментация 2Вариация 3Альтернация 4Ауспиция Ответить 3 Вопрос: 3 Укажите слово, в котором безударную гласную в корне можно проверить, поставив ее под ударение: 1Г.родской 2Н.клонение 3Сл.жить 4П.стух Ответить 2 Вопрос: 4 Укажите, какое предложение – правда: 1В корнях слов чередуются только гласные 2Чередование наблюдается только в корнях слов 3Чередование звуков видно на письме 4Гласные в корне шипящих никогда не чередуются Ответить 3 Вопрос: 5 Укажите, в каком слове в корне пишется звук -а-: 1Г.релка 2К.сание 3Пл.вец 4Р.сток Ответить 2 Допущено ошибок: Оценка: Подробнее Ваши ответы: 1 вопрос: На какие две группы разделяются чередования? 1) Исторические и фонетические 2) Фонетические и морфологические 3) Исторические и лексические 4) Простые и сложные 2 вопрос: Назовите второе название чередования: 1) Сегментация 2) Вариация 3) Альтернация 4) Ауспиция 3 вопрос: Укажите слово, в котором безударную гласную в корне можно проверить, поставив ее под ударение: 1) Г.родской 2) Н.клонение 3) Сл.жить 4) П.стух 4 вопрос: Укажите, какое предложение – правда: 1) В корнях слов чередуются только гласные 2) Чередование наблюдается только в корнях слов 3) Чередование звуков видно на письме 4) Гласные в корне шипящих никогда не чередуются 5 вопрос: Укажите, в каком слове в корне пишется звук -а-: 1) Г.релка 2) К.сание 3) Пл.вец 4) Р.сток Посмотреть ответы Правильные ответы: 1 вопрос: Исторические и фонетические 2 вопрос: Альтернация 3 вопрос: Н.клонение 4 вопрос: Чередование звуков видно на письме 5 вопрос: К.сание Пройти тест заново

§ 134.

исторические чередования как результат фонетических изменений

Фонетические процессы приводят к возникновению фонетических чередований. Так, следствием редукции безударных гласных, протекавшей в южнорусских и среднерусских говорах, было установление в этих говорах и в русском литературном языке чередования гласных полного образования под ударением с редуцированными гласными безударными.

Оглушение в русском языке звонких согласных на конце слова и перед глухими шумными согласными и озвончение глухих перед звонкими шумными привело к чередованию звонких и глухих согласных в этих позициях. Если впоследствии связь между чередующимися звуками и обусловливающими их фонетическими позициями исчезала, то фонетическое чередование превращалось в историческое. Исторические чередования как результат изменения гласных.

1. В современном русском письме употребляются буквы Ъ и 6, которые не обозначают особых звуков и особых фонем.

В древнерусском письме буквы ъу ь обозначали самостоятельные фонемы. Эти фонемы воплощались в особых звуках: [ъ] был близок к [о], а [ь] — к [э]. Звуки [ъ] и [ь] были короче других гласных, поэтому их называют редуцированными.

В XI—XII вв. в русском языке прошел процесс падения редуцированных гласных (ъ) и (ь): эти гласные исчезли.

Но их исчезновение как самостоятельных фонем проходило неодинаково в разных позициях в слове.

В одних позициях звуки [ъ, ь] перестали произноситься.

Так было на конце слова и перед слогом с гласным полного образования. В других позициях, например перед слогом с выпавшими [ъ, ь], звук [ъ] перешел в [о], а [ь] — в [э].

Например: в древнерусских словах сънъ, мъхъ, рътъ конечный [ъ] утратился, а предшествующий перешел в [о], возникли слова сон, мох, рот. В косвенных падежах этих слов были формы съна, мъха, рътау которые изменились в сна, мха, рта.

Так возникло чередование (о) // нуль звука. В древнерусских словах дьнь, вьсь, тьмь конечный [ь] утратился, а предшествующий перешел в [э], возникли слова день [д’эн’], весь [в’эс’], темь [т’эм’], где буква ь перестала обозначать гласную фонему и превратилась в знак мягкости предшествующей согласной.

Перестал произноситься гласный [ь] корня и в древнерусских словах дьня, вься, тьма. Так возникло чередование (э) // нуль звука.

Методическое примечание. 1. При изучении беглых гласных в школе учитель для сопоставления может дать два ряда слов: 1) сон, рот, ложь, мох, песок; день, пень, лев, месть, отец; 2) дом, год, стол, кот, конь; семь, небо, лес, свет, дело. В словах первого ряда есть чередование [о] или [э] с нулем звука: здесь в древности были гласные [ъ] или [ь].

В словах второго ряда такого чередования нет: здесь [о] исконный, [эч] исконный или из ѣ. 2. На учете того, что беглыми бывают (о), (э), но не (и), построено известное правило правописания безударных суффиксов -ек-, -ик-\ звоночек, так как звоночка; ключик, так как ключика. 2. Чередование (о//а): выходит — выхаживает, сносит — снашивает, уловит — улавливает, отколет — откалывает, засолит — засаливает, обработает — обрабатывает и т.

п. наблюдается в глаголах: перед суффиксом -(ива)- (орфографически -ива-, -ыва-) (о) меняется на (а). В праславянском языке перед этим суффиксом происходило продление гласного, позднее долгий гласный [6] переходил в [аі.

взимать, обнять — обнимать — объем, имя — имени, пламя — пламени, теленок — телята и др.

1. В современном русском языке есть чередование , ср.: веселье — весёлый, сельский — сёла, Петя — Пётр, чернь — чёрный, темень — тёмный. Возникло это чередование в результате того, что в русском языке прошел процесс изменения ударного [э] в [О] после мягкого согласного перед твердым. Раньше эти слова произносили с [э] и перед мягким, и перед твердым согласным: ее [с’эл’] ье и ее [с’эл] ый, [с’эл’] ьский и [с’эл] а, [п’эт’]я и [п’эт]р, [т’эм 9]ень и [т9эм] ный.

Произношение [э], не перешедшего в [о], было типично для высокого стиля речи, например в поэзии, еще в первой половине XIX в. Ср.: Когда в товарищах согласья нет На лад их дело не пойдет. (Крылов) На холмах пушки, присмирев, Прервали свой голодный рев.

(Пушкин) В современном русском языке есть отступления от фонетической закономерности [ѴэѴ] — [t’ot]: в одних словах [о] на месте [э] отмечается перед мягким согласным, в других — [э], не перешедшее в [о], выступает перед твердым согласным. Перед мягким согласным [о] мог появляться на месте [э] по аналогии: зе [л’он’] ень- кий, так как зе[л’он] ый, на бе[р’6з’]е, так как бе[ру6з]а, бе[р’6з]б* И т. п. Нет перехода [э] в [о] в словах, где в эпоху этого процесса следующий за гласным согласный был мягким: верх, деревня, отец (ве[р’]х, дере[ъ’]ня, оге[ц’]) и т.

п. Нет этого изменения в словах, перешедших в русский язык из церковнославянского (книжного литературного языка, имеющего в своей основе старославянский язык): крест, небо, надежда, пещера, истекший и т.

п. (ср. русские по происхождению слова перекрёсток, нёбо (во рту), надёжный, Печора, истёкший кровью).

2. В современном русском языке есть много таких слов, где звук [э] под ударением после мягкого согласного перед твердым появился уже после того, как процесс перехода [э] в [о] закончился. В этих словах до 1918 г. писалась буква ѣ «ять», на месте которой еще в первой половине XVIII в. произносился дифтонг [ие]: бег, белый, вера, дело, дед, клетка, колено, левый, лес, лето, мера, место, орех, пена, победа, свет, сено, серый, след, смех, снег, тело, тесто, хлеб, цвет, целый и др.

Дифтонг [ие], представлявший особую фонему (ѣ>, в результате сокращения его первой части изменился в [э], а фонема (ѣ> совпала таким образом с (э), исчезнув из фонологической системы русского литературного языка. Однако во многих русских говорах эта фонема существует до сих пор.

Исторические чередования согласных.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+