Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Семейное право - Примеры нарушение прав ребенка в начальной школе

Примеры нарушение прав ребенка в начальной школе

Примеры нарушение прав ребенка в начальной школе

Основные права детей и их нарушения в Российской Федерации


» На чтение 7 мин. Просмотров 1.5k. Опубликовано 12.06.2018 С самого рождения малыш учится оценивать себя и свою жизнь с точки зрения субъективных оценок взрослого человека, живущего рядом.

Любое негативное проявление со стороны родителей вызывает у малыша страх разрыва социальных связей, и приводит к внутреннему конфликту «я — общество», закладывая ряд комплексов, а то и вовсе причиняя вред детской психике. Зачастую негативные оценки сопровождаются физическим воздействием, в виде шлепков.

Нарушение прав ребенка встречается гораздо чаще, чем может показаться. А необходимость восприятия маленького члена общества в качестве полноценной личности, зачастую игнорируется.

Исправить ситуацию и оградить маленьких граждан от посягательств призвано законодательство в сфере защиты семьи и детства. Закрепить ряд основных прав несовершеннолетнего и урегулировать процесс их реализации, призван целый ряд законодательных актов: от Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации до внутренних нормативных актов Комиссии по делам несовершеннолетних.

Приоритетом законодательного акта любого уровня должно являться соблюдение интересов несовершеннолетних. В нормативных актах выделяются следующие права ребенка:

  1. на свободу от дискриминации по возрастному признаку;
  2. на помощь и защиту государства;
  3. на образование и отдых.
  4. на выбор и исповедование религии;
  5. на социальное обеспечение и здравоохранение;
  6. на информацию, свободу мысли, мнения и самовыражение;
  7. на жизнь, имя и гражданство, семью и заботу родителей;

За государством при этом закрепляется обязанность защиты детских прав.

В отношении несовершеннолетних лиц не применяются такие меры уголовной ответственности, как смертная казнь и пожизненное тюремное заключение. Несовершеннолетние лица имеют право на снижение размера наказания за совершенное преступление. В случаях, установленных административным и уголовным законодательством, подростки освобождаются от ответственности за совершение правонарушений и преступлений в связи с недостижением возраста ответственности.

Кроме того, в отношении несовершеннолетних лиц запрещено использовать унизительные меры наказания, пытки и физическое насилие. Любой несовершеннолетний имеет право на защиту в случае вооруженных конфликтов.

С точки зрения Гражданского законодательства, маленький гражданин, с самого рождения, является субъектом гражданских правоотношений. В связи с несовершеннолетним возрастом, от его лица выступает законный представитель.

Нормы гражданского законодательства, в частности, направлены на регулирование процесса заключения сделок от имени несовершеннолетнего.

Функция Гражданского кодекса Российской Федерации по защите законных прав и интересов несовершеннолетних лиц реализуется в ответственности за причинение физических, моральных страданий ребенку, психологического вреда, а также унижения его чести и достоинства. Среда проживания имеет непосредственное отношение к вопросу о том, какие права ребенка нарушаются чаще всего.

С самого рождения ребенка окружают родители и близкие родственники.

В обязанности родителей входит забота о его психическом, физическом, духовном и нравственном здоровье.

Однако методы воспитания в семье, передающиеся от поколения к поколению, зачастую, включают в себя физические наказания за малейшие провинности. Стоит отметить, что любого рода воздействие в виде шлепка по попе, подзатыльника, является физическим насилием, недопустимым к применению, даже в воспитательных целях. Помимо физического насилия, к малышу с неокрепшей психикой часто применяется насилие психологическое в виде крика, брани, оскорбления.

Отказ родителей от общения также является видом психологического насилия над ребенком.

Родители не учитывают, что кроха уже является индивидуальной личностью. Оставление без внимания мнения ребенка в решении семейных вопросов является нарушением его прав. Результат воздействия подобного обращения на детскую психику предсказать невозможно.

Ребенок может озлобиться, потерять доверие к окружающим, или вовсе замкнуться.

Страдает детское здоровье, наносится вред развитию ребенка. При этом его права на защиту от насилия, жестокого обращения и злоупотреблений со стороны близких лиц злостно нарушаются. Сложные взаимоотношения в семье, развод родителей, зачастую являются предпосылкой нарушения прав на общение с родственниками.

В процессе развода, несовершеннолетний нередко становится разменной монетой, средством психологического давления на супруга и возможностью получить имущество большего размера.

В ход идут запреты на общение, скрывание ребенка от родственников, в нарушение его законных прав и интересов.

Хотя у ребенка имеется законодательно закрепленная возможность общаться с мамой, папой и иными родственниками.

Отказ родителя в предоставлении содержания и выплате алиментов, является прямым нарушением имущественных прав несовершеннолетнего. Несовершеннолетний в силу своего возраста, наивности и возрастных особенностей развития не в состоянии осознать степень нарушения своих прав.

Зачастую, находясь в зависимом положении от нарушителя, ребенок оказывается в ситуации беспомощности, единственным выходом из которой является вмешательство государственных органов.

Под видом внешнего благополучия семьи может скрываться не только использование недопустимых методов воспитания, жестокое обращение, а то и вовсе лишение детей средств к существованию. Ярким примером нарушения прав ребенка является ситуация, когда мать, имеющая наркотическую зависимость, уходит из дома на два дня, оставив троих малолетних детей без продуктов питания и средств к существованию, тем самым подвергая их жизнь и здоровье опасности.
Ярким примером нарушения прав ребенка является ситуация, когда мать, имеющая наркотическую зависимость, уходит из дома на два дня, оставив троих малолетних детей без продуктов питания и средств к существованию, тем самым подвергая их жизнь и здоровье опасности.

Другая нерадивая мамаша, подливает малышу алкоголь в бутылочку, чтобы спал, пока у нее гости. Жестокий отец, воспитывает сына ремнем за двойку в дневнике, а после запирает в комнате с учебниками, оставляя без обеда.

Ущемление прав ребенка встречается не только в семье.

По мере роста и развития человек обрастает широкими социальными связями, включающими дом, школу, уличных друзей, соседей по улице, знакомыми по кружку и секции. Вероятность нарушения прав наиболее высока в местах длительного нахождения. Контроль за соблюдением прав школьников осуществляет администрация учебного заведения.

В процессе обучения права детей чаще всего нарушаются не только другими учащимися в виде причинения телесных повреждений, оскорблений, насмешек, но и теми, кто призван осуществлять защиту от подобных посягательств. Со стороны педагогического состава школы может допускаться критика учащегося в присутствии всего класса, нелестные отзывы о его умственных способностях.

Случаи физического насилия над несовершеннолетними учащимися со стороны учителей также не редки.

Пережитком советского прошлого является удаление школьника с урока, нарушающее его право на получение образования. При наличии обслуживающего персонала, администрацией школы ученик в принудительном порядке может быть наделен обязанностью по уборке класса или выполнению иной от получения образования деятельностью.

Большую роль в увеличении фактов нарушения прав учащихся играют личные приязненные и неприязненные отношения между учителем и ребенком. Свобода самовыражения и свобода мнения в процессе обучения могут подавляться или просто игнорироваться из-за установленных администрацией стандартов поведения и внешнего вида. Систему защиты прав несовершеннолетнего в России составляют следующие государственные структуры:

  1. Органы опеки и попечительства. Опека и попечительство производит защиту прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ставших жертвами насилия в семье, нуждающихся в помощи государства.
  2. Прокуратура. Одной из целей деятельности прокуратуры является анализ и выявление фактов нарушения прав детей, в том числе, и иными государственными структурами.
  3. Суд. Обеспечение защиты законных интересов несовершеннолетних входит в компетенцию судебных органов.
  4. Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице инспекций по делам несовершеннолетних. Работа инспекций по делам несовершеннолетних направлена на выявление и профилактику безнадзорности, беспризорности, семейного неблагополучия, а также фактов жестокого обращения с детьми.
  5. Комиссии по делам несовершеннолетних. Профилактика семейного неблагополучия, принятие мер общественного воздействия по фактам выявления нарушения прав детей относится к функциям комиссий по делам несовершеннолетних.

Законные представители, имеют право обращения в государственные структуры за восстановлением нарушенных прав своих детей.

За восстановлением своих прав несовершеннолетний гражданин может обратиться самостоятельно, особенно в случаях противоправных посягательств со стороны законного представителя. Нарушение прав детей предполагает административную ответственность либо уголовное преследование. В соответствии с санкцией статьи виновному может грозить от предупреждения до лишения свободы.

В случаях, когда нарушение прав несовершеннолетнего происходит по вине должностного лица, помимо уголовной и административной ответственности, может применяться дисциплинарная ответственность.

При наличии оснований, виновное лицо может понести ответственность за причинение морального вреда в порядке гражданского судопроизводства. Забота о молодом поколении входит в обязанность любого правового государства.

Вклад государства в защиту несовершеннолетних, в том числе путем, введения санкций за нарушения прав, проведения своевременной профилактической работы и законодательного закрепления ответственности является залогом здорового общества будущего.

Меры воздействия на ребенка, который систематически нарушает школьный устав

Проблема систематического нарушения школьного устава учащимися часто встречается в школьной практике.

Дети, которые постоянно нарушают правила школьной жизни, вызывают тревогу родителей и учителей. Неравнодушные родители обращаются за консультациями к психологам, социальным педагогам.

Учителя стараются найти к учащемуся индивидуальный подход, применить меры воспитательного характера. Часто такие «особенные» дети имеют ряд психологических проблем или их семьи считаются социально опасными. Нередко эти учащиеся стоят на внутришкольном учете, оказывают отрицательное влияние на других обучающихся, нарушают права работников школы, мешают нормальному функционированию образовательной организации.
Нередко эти учащиеся стоят на внутришкольном учете, оказывают отрицательное влияние на других обучающихся, нарушают права работников школы, мешают нормальному функционированию образовательной организации. Что может считаться нарушением школьного Устава?

Примерами могут служить различные нарушения. Систематические действия, повлекшие срыв учебного процесса, оскорбления и угрозы в адрес участников образовательного процесса, кража личного и школьного имущества, систематические драки, прогул уроков без уважительной причины — все это является примерами нарушения школьного устава.

Следует отметить, что Устав каждой школы четко определяет правила, в соответствии с которыми ученик должен посещать школу.

Еще одним важным обстоятельством, в результате которого к ученику могут быть применены меры дисциплинарного характера, является систематичность нарушений.

Как реагировать школьной администрации, учителю, если ребенок не реагирует на замечания, беседы и продолжает вести себя вразрез установленным в школе правилам? Многие учащиеся, которые совершают нарушения, очень хорошо знают свои права. Пытаются их всячески отстаивать. Но очень часто они забывают про свои обязанности.
Но очень часто они забывают про свои обязанности. В указаны обязанности и ответственность учащихся образовательной организации.

Основными обязанностями ученика являются обязанность добросовестно учиться, выполнять требования устава школы, уважать честь и достоинство других обучающихся. Если учащийся не выполняет данные условия, то к учащемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

  1. замечание
  2. выговор
  3. отчисление из образовательной организации

(ст.43 п.4 ФЗ РФ № 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации») Меры дисциплинарного воздействия применимы только к обучающимся средней и старшей ступеней образования. Для обучающихся, имеющих отклонения в психическом развитии, данные меры недопустимы.

Также недопустимым является и применение в отношении учащихся таких мер наказания как привлечение к дежурству, задержка после уроков, не допуск к уроку, оскорбление или унижение человеческого достоинства. Эти меры являются незаконными. Их следует расценивать как нарушение прав учащихся на образование.

Такие наказания считаются методами психического насилия в отношении ученика. Отчисление учащегося из образовательной организации допускается только по достижении им 15 лет. Отчисление применяется скорее, как исключительная мера дисциплинарного воздействия.

Учащийся должен быть злостным нарушителем порядка в школе, допустив множественные умышленные проступки. Также необходимым условием является отсутствие реакции на меры педагогического и воспитательного характера.

«Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства» (ст.43 п.9 ФЗ РФ № 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»).

До применения наказания администрация школы должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней объяснение не представлено, то составляется соответствующий акт.

Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является основанием для освобождения его от дисциплинарного взыскания.

Мера дисциплинарного взыскания применяется к обучающемуся не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Для того, чтобы более подробно остановиться на такой мере, как исключение из образовательного учреждения необходимо обратиться к .

Об отчислении несовершеннолетнего администрация учреждения должна сообщить в местный орган управления образованием, который, не позднее чем в месячный срок, принимает меры по дальнейшему получению общего образования несовершеннолетним. Обжалование решения об отчислении.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего вправе обжаловать принятое решение в отношении обучающегося в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений образовательного учреждения.

Снятие наказания. Если в течение учебного года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания. Руководитель образовательного учреждения до истечения учебного года со дня применения меры дисциплинарного взыскания имеет право снять ее с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, по ходатайству советов обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Что делать если родители не отреагировали на беседы с директором и не приняли никаких мер? Существует административная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей. (ст.5.35 ). Например, п.3 ст.5.35 КоАП РФ № 195 ФЗ разъясняет, что повторное совершение административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на родителей/ законных представителей в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

Помимо дисциплинарных взысканий, учащийся подлежит и административной ответственности. Это возможно сделать, если учащийся достиг возраста 16 лет.

К лицам от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Директор школы не является субъектом административной юрисдикции и не имеет права накладывать штрафы и иные административные взыскания. Этим занимаются только комиссии по делам несовершеннолетних с составлением соответствующего протокола.

Какие меры административного характера можно применить к несовершеннолетним?

Если ребенок совершил в школе серьезное правонарушение (порча школьного имущества, кража, хулиганство, появление в школе в состоянии алкогольного опьянения и т.

д.) , то к нему могут применить такие виды административного наказания, как предупреждение или административный штраф. Штраф — особенный вид наказания для подростков. Особенности данного вида наказания несовершеннолетним состоят в том, что штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых.
Особенности данного вида наказания несовершеннолетним состоят в том, что штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что помимо мер дисциплинарного воздействия к несовершеннолетнему могут быть применены и административные наказания.

Школа может сделать замечание, выговор, отчислить из образовательного учреждения и применить меры воспитательного характера. Если ребенок систематически нарушает правила школьной жизни, Устав образовательного учреждения, то необходимо обратиться к социальному педагогу, который поставит учащегося на внутришкольный учет и сообщит о нем в комиссию по делам несовершеннолетних. Тема постановки на внутришкольный учет учащегося будет подробно освещена в следующем выпуске.

  1. Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  2. 01.02.2015

Нарушение прав и интересов ребенка

31.05.2019В процессе воспитания своих детей родители прикладывают массу моральных и материальных усилий.

Однако не все знают, что это входит в их прямые обязанности, выполнение которых контролируется государственными и социальными органами.

Все права детей регламентируются правовыми актами Российской Федерации.

Можно отметить такие основные документы, которые регулируют данный вопрос:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.
  2. Конституция РФ;

Ряд глав Семейного Кодекса РФ также достаточно четко обосновывают имущественные и другие полномочия малышей. При вынесении наказаний провинившихся граждан в особо тяжких случаях применяется Уголовный кодекс.

В ст. – СК РФ определяется такой ряд правовых позиций для лиц, не достигших восемнадцати лет:

  1. ограждение от трудовой деятельности, которая несет опасность для здоровья;
  2. проживание с комфортными жилищными условиями;
  3. получение необходимого образования;
  4. недопущение незаконного выезда за пределы государства;
  5. обеспечение необходимой одеждой, питанием и полноценным отдыхом;
  6. выражение своих личных суждений, касательно его интересов — начиная с десятилетнего возраста мнение малыша берется во внимание во всех судебных заседаниях по выбору места проживания, усыновления;
  7. получение фамилии (переходит от одного из родителей), имени и отчества (определяется по отцу);
  8. свобода в выборе религии;
  9. защита его интересов — если по любым причинам родители отстранены от выполнения своих функций, то эти обязанности выполняют опекуны или усыновители;
  10. пользование медицинскими и социальными услугами.
  11. воспитываться в семье — только так можно достигнуть полноценного развития;
  12. общение с родственниками — даже в том случае, если они проживают отдельно. Исключение может составлять решение суда, которое ограничивает такие возможности;
  13. отсутствие участия в военных действиях до пятнадцати лет;

Это неполный перечень.

Однако несоблюдение хоть одного из перечисленных пунктов влечет за собой ответственность взрослых за нарушение прав ребенка.Внимание! Любой житель страны, который знает о происходящем по отношению к несовершеннолетнему гражданину, обязан поставить в известность соответствующие государственные органы.

Зачастую взрослыми происходит ущемления интересов малолетних лиц страны.

Однако они не всегда понимают, что это противозаконно и не знают какие действия можно к этому отнести.Под понятием нарушения прав ребенка законом считаются такие случаи:

  1. попытки реализации с целью получения дохода его законной собственности;
  2. запрет заниматься развивающими занятиями;
  3. ограничение общения с отцом или матерью;
  4. отсутствие проявления заботы и обеспечения.
  5. отказ в оказании своевременного лечения в случае болезни;
  6. нахождение без присмотра самих дома малышей, что может угрожать их безопасности;
  7. ограничение в передвижении;
  8. применение различного рода насилия;

Это список часто встречающихся ситуаций, которые можно наблюдать.

В жизни существует гораздо больше случаев, проявление которых нежелательно по отношению к детям.Агрессорами могут быть наряду с близкими людьми и педагоги, посторонние граждане, ровесники.Интересно!

Закон допускает лишение родительских прав даже при злостном уклонении от уплаты алиментов.Даже после такого наказания обязанность содержать своего отпрыска за гражданином остается.

Такие действия по отношению к юным жителям страны зачастую проявляют самые близкие родственники. Столетиями это практиковалось, оправдывая свое поведение воспитательными целями.

Однако, это крайне негативно сказывается на психике ребенка. Поэтому государство ставит своей целью оградить от неправильных поступков взрослых несовершеннолетних детей.К фактам принуждения закон относит:

  1. наказание с употреблением физической силы;
  2. психологическое давление;
  3. моральное угнетение.
  4. угрозы;
  5. унижение;

Важно! Страшным моментом в этом является то, что обидчики не осознают до конца свою вину, они убеждены, что их действия помогут улучшить процесс воспитания.

После расторжения брака дети остаются жить с одним из родителей.

Для того чтобы как-то воздействовать на нерадивого бывшего супруга, женщины запрещают видеться с ним отпрыскам.

Бывает так, что таким образом они хотят наказать человека, который уклоняется от финансовой помощи.Вынесенные решения судебных инстанций зачастую взрослые игнорируют.

Они ограждают от общества не только отца или матери, но и их родственников. Это нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего малыша.

Согласно Российскому законодательству, дети старше десяти лет могут выражать свое мнение.

Разумеется, что в сложных жизненных ситуациях они не смогут адекватно оценивать сложившуюся обстановку, но абсолютно не прислушиваться к их желаниям нельзя.Это не распространяется на такие ситуации:

  1. в решении не посещать учебное заведение.
  2. в медицинских вопросах;

Однако, в вопросах выбора специфики развивающих занятий (секций, кружков) прислушиваться родителям стоит.В выборе меню нужно брать во внимание предпочтения вкусов ребенка, но только так, чтобы это не противоречило здоровому питанию.

Происходят в жизни часто случаи, когда родители, не контролируя свои эмоции, выплескивают свой гнев на ребенка, унижая и оскорбляя его.Большой урон для психического состояния и развития малыша производят ситуации, при которых близкие люди игнорируют его.

За любой неправильный проступок они отказываются разговаривать с ним. Это оставляет негативный след на дальнейшей жизни ребенка.Формировать чувство одиночества и незащищенности помогает бездействие и равнодушие взрослых к нарушению прав ребенка.А вот запрет произносить свои мысли, выражать мнение негативно проявляется на характере.

Дети отстают в развитии, а во взрослой жизни не способны принять самостоятельно решение.В учебных заведениях некоторые преподаватели могут запугивать, публично унижать, необоснованно критиковать.

Это приводит к тому, что дети ненавидят своих учителей, возникает отвращение к учебе, интерес к познанию нового.Телесные наказания, которые существовали еще в давние времена, имеют место в некоторых семьях и в наши дни.

Взрослые объясняют это как один из методов воспитания. Выявить такое поведение можно случайно или при нанесении тяжелых травм малышу.

Это делают чаще всего работники образовательных или медицинских учреждений.Такой вид негативного воздействия может происходить со стороны посторонних лиц. Тогда расследованием занимаются правоохранительные органы, которое завершается привлечением к ответственности виновного за нарушение прав несовершеннолетних.Большая часть полового унижения происходит в семье.
Тогда расследованием занимаются правоохранительные органы, которое завершается привлечением к ответственности виновного за нарушение прав несовершеннолетних.Большая часть полового унижения происходит в семье.

Обидчиками могут стать:

  1. отчимы;
  2. отцы;
  3. преподаватели.
  4. близкие друзья родителей;

Такие ситуации трудно выявить и доказать. Иногда это происходит на протяжении нескольких лет.

Этот вид проявляется в недостаточном удовлетворении потребности в еде.

Также нежелание приобретать необходимые сезонные вещи. Часто дети вырастают из них и вынуждены пользоваться некомфортной одеждой, так как новую покупать взрослые не хотят.Большую опасность для жизни представляют случаи, когда не оказывается своевременная медицинская помощь. Из-за такого халатного отношения ребенок теряет здоровье.

Для того чтобы вовремя остановить неправомерные действия нерадивых граждан, нужно обнаружить такое явление.

А это делается не всегда легко и быстро.Это могут осуществить:

  1. соседи, медицинские сотрудники;
  2. попечители;
  3. родители или воспитатели;
  4. опекуны;
  5. лично обиженный ребенок.
  6. друзья;

А также заявителем может выступать любой другой человек.Нужно! Только после вынесения решения судом на основании доказательной базы могут к виновным задействоваться разные виды наказание.

Вопросами факта нарушения прав несовершеннолетних детей в нашей стране занимаются в такие структуры:

  1. органы внутренних дел — профилактика беспризорности, семейного неблагополучия;
  2. органы опеки и попечительства — защищают малолетние лица, которые оказались в трудных жизненных ситуациях и нуждающихся в поддержке державы;
  3. суд;
  4. комиссия по делам несовершеннолетних — принимает меры общественного воздействия при обнаруженных случаях.
  5. прокуратура — проводят анализ и выявляют негативные факты;

Обратите внимание! Сотрудники этих организаций обязаны в течение трех рабочих дней посетить семью, где проживает ребенок, и проверить ситуацию.

Это организация исполнительной власти, которая занимается правовой защитой граждан, над которыми установлена опека и людьми, заботящихся о недееспособных и малолетних лицах.

Основными направлениями в работе являются:

  1. подбор желающих взять на себя обязанности опекать детей, оставшихся без родителей;
  2. осуществление контроля за выполнением обязанностей взрослыми по отношению к своим подопечным и при необходимости оказание им помощи.
  3. представление интересов опекаемых лиц в органах правосудия при различных разбирательствах, защита их имущественных прав;
  4. определение и ведение учета граждан, которые нуждаются в воспитании;
  5. лишение возможности заботиться о подопечных в случае выявленных нарушений;

При поиске граждан, которые будут воспитывать малолетнего человека предпочтение отдается родственникам. Ведь в этом случае двум сторонам легче найти общий язык и комфортнее будет жизнь малыша.Если такой возможности не представляется, то привлекаются посторонние лица.

Их проверкой и подбором и занимаются данные органы.Крайне нежелательно определять детей в государственные специализированные учреждения. К такой мере приходят в крайнем случае. Но и в этом случае они находятся под защитой органа попечительства до достижения восемнадцати лет.

В полномочия такого юриста входит внесение предложения по поводу:

  1. привлечение к уголовной ответственности за нарушение прав и законных интересов ребенка;
  2. лишения родительских прав;
  3. защиты детей от негативной информации и распространяемых взглядов с целью формирования их взглядов.
  4. усыновления или его аннуляции;

Каждое обращение рассматривается и принимаются соответствующие меры.Эта структура уполномочена вести наблюдение за правомерными действиями попечительских организаций.

При первых замеченных нарушениях или злоупотреблением должностных полномочий сотрудниками социальной службы прокуратура может обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав и интересов ребенка.Около 25% поданных в судебные инстанции исковых заявлений были выполнены работниками прокуратуры.

Такие организации создаются высшими и региональными органами власти. В их основные полномочия входят:

  1. участие в судебных мероприятиях;
  2. наблюдение за воспитание и развитием подрастающего поколения;
  3. проведение профилактических мероприятий по детской преступности и беспризорности.
  4. защита прав и интересов детей;

Обратившиеся могут быть уверены, что их претензии не останутся без внимания.

В случае когда происходит нарушение прав несовершеннолетних детей, на их защиту становятся соответствующие органы.

Ущемленный в своих интересах малолетний гражданин может сам обратиться туда за помощью.

Однако в реальности этого практически не происходит.После получения тревожного сигнала от третьих лиц уполномоченные организации начинают выполнять свои обязанности по отношению к ребенку.В особо серьезных случаях несколько органов взаимодействуют между собой, включая правоохранительные. Предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.Обратите внимание! Виновные могут лишиться свободы от трех лет и до пожизненного заключения.Согласно Семейному Кодексу Российской Федерации ребенок, достигший четырнадцати лет, вправе самостоятельно подать заявление в судебные инстанции для рассмотрения вопроса, касательно ущемления его интересов.Органы опеки и попечительства рассматривают данное обращение.

Если необходимо подключается прокурор, который инициирует судебное разбирательство.Однако таких случаев очень мало из-за страха перед обидчиками или по незнанию своих прав.

Контроль за соблюдением законного отношения к учащимся совершает в учебном учреждении администрация. Во время пребывания на территории заведения дети иногда подвергаются давлению со стороны других ребят в виде физического воздействия или морального (насмешки, оскорбления).Еще и педагоги могут также вносить свой негативный вклад в отношения.

Это происходит в таком виде:

  1. критика в присутствии других учащихся;
  2. применение рукоприкладства;
  3. отрицательные высказывания об уровне умственных способностей.
  4. лишение возможности присутствовать на уроке, чтобы не мешал другим;

Неправильной позицией наставников является такая, при которой принудительно заставляют учеников убирать школьную территорию или аудиторию, где проходят занятия.

Исключение составляют случаи, когда дети добровольно изъявляют желание помочь старшим.В некоторых лицеях или гимназиях происходит ущемление интересов детей, когда дирекцией школы устанавливается единая форма или стандарты поведения.В тех школах, где практикуют собирать деньги с родителей на текущие нужды, могут оказывать давление на детей, не сдавших их вовремя.Рекомендация! Если преподаватели не допускают к урокам учеников, то нужно письменно обратиться в прокуратуру или Министерство образования.Полномочия гражданам государство предоставляет с самого рождения.

И так как причин нарушения прав детей в современном мире предостаточно, законодательство РФ контролирует данный вопрос, защищая интересы несовершеннолетних лиц. Развитие державы зависит от благополучия каждого его жителя.Поделиться с друзьями:

Куда следует обращаться в случае нарушения прав ребенка? Меры ответственности

Несовершеннолетние входят в число уязвимых категорий граждан.

Поэтому каждое правовое государство должно уделять пристальное внимание защите и обеспечению исполнения прав граждан, не достигших совершеннолетия.

Ребенком (несовершеннолетним) признается каждый человек, не достигший возраста 18 лет.

За ним закреплены соответствующие обязанности и права, которые должны соблюдаться на территории всех субъектов РФ. На территории Российской Федерации права несовершеннолетних, отношения между детьми и их родителями или законными представителями (опекунами), а также ответственность за нарушение этих прав регламентируют:

  1. ;
  2. нормативные акты субъектов РФ.
  3. локальные акты образовательных учреждений;
  4. ФЗ «Об образовании»;
  5. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  6. Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы РФ;

Кроме того, каждый несовершеннолетний, являющийся гражданином РФ, защищается международным правом (например, 6 статьей о правах ребенка, под юрисдикцию которой подпадает Российская Федерация). Российская Федерация, будучи государством-членом ООН, обязана соблюдать права своих несовершеннолетних граждан и своевременно пресекать нарушения их прав и свобод.

Согласно нормам, закрепленным российским законодательством и международными конвенциями, дети имеют на соблюдение:

  1. защиты от физического, сексуального и психологического насилия со стороны кого бы то ни было: родителей, законных представителей или третьих лиц;
  2. свободы мыслеизъявления, выражения своих взглядов, желаний и потребностей в любой форме;
  3. защиты от рабства и насильственного удержания в неволе, в том числе трудового рабства;
  4. получения помощи и защиты со стороны при потере связи с семьей и ближайшими родственниками;
  5. индивидуальности: собственное имя, гражданский статус, жизнь с родителями;
  6. свободы совести и вероисповедания;
  7. полного материального обеспечения со стороны родителей или , обеспечивающее полноценное социальное, физическое, умственное и психологическое развитие (согласно 60 статье СК РФ);
  8. права на получение образования, медицинской и социальной помощи.

Ребенок имеет право:

  1. открыто выражать свое мнение;
  2. проживать и воспитываться в (за исключением случаев, когда такое проживание влечет угрозу его жизни и здоровью), при отсутствии родителей или наличии родителей, лишенных прав — в госучреждениях;
  3. владеть движимой и недвижимой , унаследованной или полученной в дар.
  4. общаться с кровными родственниками отца и матери (в том числе после развода родителей);
  5. получать (стипендию, зарплату);
  6. иметь собственное имя, отчество и фамилию (с 14 лет — право на добровольную смену имени);

В список наиболее распространенных нарушений прав несовершеннолетнего со стороны родителей входят:

  1. нецелевое расходование средств из материнского капитала — лишение детей причитаемой им по закону собственности;
  2. отсутствие заботы и халатное отношение к удовлетворению базовых потребностей ребенка;
  3. воспрепятствование перемещениям, длительный запрет на выход за пределы дома или комнаты;
  4. оскорбления и унижение человеческого достоинства;
  5. физическое насилие и угрозы насилием;
  6. лишение возможности получать полноценное питание, образование и медицинскую помощь.
  7. оставление без присмотра на длительный срок;

Большинство случаев нарушений прав несовершеннолетних в России связаны с неправомерными действиями родителей, школьных учителей и воспитателей. Работники нередко допускают следующие нарушения:

  1. пренебрежение нуждами детей и оставление без надзора.
  2. незаконный отказ в получении места, а также отчисление без достаточно весомой причины;
  3. психологическое насилие: запугивание, оскорбления, социальная изоляция;

В российских регистрируют случаи таких нарушений, как:

  1. неправомерное удаление или недопуск учеников к урокам;
  2. принуждение учеников к посещению факультативов и секций;
  3. публичное оскорбление учеников со стороны учителей и других работников школы.

Статья 57 Семейного кодекса РФ говорит о праве маленького гражданина выражать свое мнение при решении любого вопроса в семье, а также иметь право быть заслушанным в ходе судебного либо административного разбирательства при условии достижения ребенком возраста десяти лет, за исключением случаев, противоречащим его интересам.

Однако в ходе изучения судебной практики нередко выявляются нарушения, связанные, например, с рассмотрением дел об определении ребенка в случае раздельного проживания его родителей, когда мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, с кем он хочет проживать, не учитывается. Так, одним из судов Пермского края было вынесено решение об определении места жительства двенадцатилетнего , при этом мнение самого ребенка не учитывалось ни органами опеки и попечительства, ни судом, а само решение судом никак не было мотивировано. Также, судебная практика говорит о случаях, когда суд не учитывает мнение ребенка, когда родители в суде заключают мировое соглашение о месте жительства ребенка, тем самым нарушая требования ст.

57 СК РФ. Ярким примером такого нарушения служит утверждение судьей одного из судов Новосибирска мирового соглашения между родителями двух несовершеннолетних детей.

При этом местом жительства 13-летней дочери было определено с матерью. а местом жительства 7-летнего сына — с отцом. Мнение девочки-подростка при этом судом учтено не было.

В отдельных случаях также в обход требований статьи 57 СК РФ не учитывалось мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в вопросе необходимости его родителя родительских прав.

В случае нарушения прав ребенка в школе родители, в первую очередь, должны обратиться за разъяснениями к педагогу или администрации школы.

Если разъяснения родителей не удовлетворили, они имеют право подать письменную жалобу на имя директора образовательного учреждения и получить письменный ответ относительно сложившейся ситуации. Если письменный ответ также не удовлетворил родителей, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием.

Отталкиваясь от характера нарушений прав ребенка, можно обращаться к региональному по правам ребенка, в местные органы опеки и попечительства, в прокуратуру, полицию, суд. В случае нарушения прав и законных интересов детей родителями либо опекунами, а также в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию, образованию, при злоупотреблении родительскими правами сам ребенок имеет право обратиться за защитой в органы опеки и попечительства, а при достижении подростком возраста 14 лет — в суд. Заявить в компетентные органы о нарушении прав несовершеннолетнего могут:

  1. третьи лица, ставшие свидетелями нарушения прав.
  2. соседи и школьные учителя;
  3. сам ребенок;
  4. родственники;
  5. родители или законные представители ;

Образец жалобы на нарушение прав ребенка со стороны работников учебного заведения можно посмотреть по .

После получения заявления о нарушении прав ребенка родителями или опекуном органы опеки обязаны нанести визит родителям или опекунам ребенка и провести разбирательство на предмет того, имеют ли место быть нарушения его законных прав. При выявлении таковых после проведения разбирательства родители могут лишиться родительских прав или получить в них в качестве меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

Воспитание, которое не соответствует принятым нормам и ущемляющее права ребенка, препятствие общению с родственниками и другие нарушения прав ребенка могут повлечь за собой административную ответственность: штраф или предупреждение. При наличии факта жестокого обращения предусматривается возможность не только лишения либо ограничения , но и уголовная ответственность в виде лишения свободы.

Под жестоким обращением понимаются установленные факты избиения, отсутствие дома необходимых продуктов питания, игнорирование требований лечащего врача ребенка и пр.

Уголовная ответственность предусматривается для недобросовестного родителя в случае многократного неисполнения обязательств по выплате . Педагогические работники образовательных учреждений, медицинские специалисты и иные лица, под присмотром которых мог находиться некоторое время ребенок, могут понести административное наказание за допущенное психическое или физическое насилие над личностью ребенка.

Нарушение прав ребенка может обернуться для педагога или иного специалиста наложением штрафа, а при обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба. За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, сопряженное с жестоким обращением, виновное лицо может понести уголовную ответственность.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+