Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Срок оспаривания изменений в решение налогового органа

Срок оспаривания изменений в решение налогового органа

Срок оспаривания изменений в решение налогового органа

Обжалование действий/бездействия, ненормативных актов налоговых органов


^ В ходе рассмотрения жалобы, до принятия по ней решения можно представить дополнительные документы (п.1 ). При этом при предоставлении дополнительных документов необходимо пояснить причины, по которым ранее эти документы не предоставлялись (п.4 ). Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу без участия лица, подавшего жалобу (п.2 ). До принятия решения по жалобе ее можно отозвать полностью или в части.

Вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения полностью или в части, в следующих случаях:

  1. до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  2. ранее подана жалоба по тем же основаниям;
  3. жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  4. жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 (подана не в письменной форме, не подписана лицом, ее подавшим, или его представителем) или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;
  5. до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пунктом 1.1 .

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы, либо со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, и в течение трех дней со дня его принятия направляется заявителю (п.2 ). Сроки рассмотрения жалобы Решение по иным жалобам принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен на 15 дней (п.6 ).

Вынесение решения по жалобе По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган:

  1. признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
  2. оставляет жалобу без удовлетворения;
  3. отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия (п.6 ).

Досудебное урегулирование налоговых споров.

Ответы на вопросы

Дата публикации: 30.12.2015 10:55 (архив) Вопрос № 1: Подали в управление апелляционную жалобу на решение инспекции. Управление в установленный срок жалобу не рассмотрело, никакого решения по ней мы не получили. Можно ли считать, что мы выполнили досудебный порядок обжалования и, не дожидаясь решения по апелляции обратиться с иском в суд?

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 138 НК РФ, решения налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящей налоговый орган – Управление. При этом, указанной нормой предусмотрено, что, в случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в установленные НК РФ сроки (пункт 6 статьи 140 НК РФ), акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

В указанном случае порядок досудебного урегулирования налоговых споров считается соблюденным. Вопрос № 2: Получили решение по апелляционной жалобе.

Управление нас не поддержало, сейчас мы планируем обжаловать решение инспекции в суде. Но среди сумм есть расходы, которые мы не обжаловали в управление, доначисления по тому же налогу (по прибыли), но мы не приводили в жалобе доводов в защиту этих конкретных расходов.

Вправе ли мы включить их в иск или сначала их надо обжаловать в досудебном порядке?

Ответ: Пунктом 2 статьи 138 НК РФ предусмотрено, что решения налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящей налоговый орган – Управление. В связи с чем, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть оспорены в суде только в той части, в которой они были обжалованы в вышестоящий налоговый орган. При этом названные решения считаются обжалованными в вышестоящий налоговый орган в полном объеме, если только из поданной жалобы прямо не следует, что решение обжалуется в части.

Таким образом, в рассматриваемом случае, необходимо установить пределы обжалования, обозначенные в поданной Вами апелляционной жалобе. Если из текста жалобы следует, что решение обжаловано в полном объеме и Управлением принято решение по существу, такое решение может быть обжаловано в судебном порядке. Вопрос № 3: Мы подавали жалобу на решение инспекции с просьбой снизить сумму штрафа в связи со смягчающими обстоятельствами.

Мы нарушили срок представления декларации, но просрочка составила только один день.

Штраф нам снизили. Сейчас хотим обратиться в суд с требованием отменить штраф, так как просрочка возникла по вине оператора связи, у него был сбой в работе оборудования.

Надо ли сначала еще раз подать жалобу или можно сразу обратиться в суд?

Ответ: По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 138 НК РФ, решения налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящей налоговый орган. В связи с тем, что налогоплательщиком подана жалоба на решение Инспекции, порядок досудебного урегулирования соблюден, следовательно, налогоплательщик вправе обратиться в судебные органы.

Вопрос № 4: Подали в управление апелляционную жалобу, но включили в нее не все эпизоды и аргументы. Управление ее еще не рассмотрело, но мы не успеваем собрать и передать недостающие материалы. Если мы сейчас отзовем жалобу, вправе ли мы обратиться с ней повторно?

Ответ: Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. При этом, отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям (пункт 7 статьи 138 НК РФ). Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу, если установит, что до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части; ранее подана жалоба по тем же основаниям (п.п.

3,4 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ).

Таким образом, в случае отзыва жалобы при повторном обращении новая жалоба может быть подана только по другим правовым основаниям в установленные НК РФ сроки. Необходимо обратить внимание на то, что право представления налогоплательщиком к жалобе (апелляционной жалобе) дополнительных документов, не представленных ранее налоговому органу, решение которого обжалуется, сопряжено с обязанностью налогоплательщика пояснить причины, по которым он не представил документы Инспекции, уважительность которых будет оцениваться Управлением при принятии решения по жалобе (апелляционной жалобе) (пункт 4 статьи 140 НК РФ). Если Управлением будет сделан вывод, что причины непредставления уважительные, то эти документы будут приняты, учтены и рассмотрены Управлением при принятии решения по существу жалобы.

Вопрос № 5: Инспекция незаконно заблокировала нам расчетный счет.

Мы платим ЕНВД, но покупатель по ошибке выделил в платежке НДС, который мы ему не выставляли. Из-за этого инспекторы решили, что мы должны были сдать декларацию по НДС за второй квартал и когда ее не получили, заблокировали счет.

Блокировку сняли только через неделю, когда рассмотрели наши пояснения. Хотим взыскать с инспекции проценты за незаконную блокировку счета, мы написали заявление на возврат, но нам их не вернули. Надо ли перед обращением в суд обжаловать решение инспекции о блокировке счета? Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 138 НК РФ действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 138 НК РФ действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.

Нормами действующего законодательства не предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования ненормативных правовых актов налогового органа при последующем заявлении в суде требований имущественного характера (пункт 65 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57

«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

).

Обращение в суд за защитой своего права на возврат процентов является требованием имущественного характера, поэтому указанное имущественное требование налогоплательщик может предъявить в суд, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере.

Таким образом, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением о возврате процентов непосредственно в суд. При этом, необходимо отметить, что при обращении с жалобой в Управление, в порядке досудебного урегулирования налогового спора, необходимость уплаты госпошлины и судебных расходов отсутствует. Также преимуществом досудебного урегулирования налогового спора являются сжатые сроки рассмотрения жалобы, в рассматриваемом случае, в течение 15 рабочих дней, с возможным продлением срока рассмотрения на 15 рабочих дней.

Вопрос № 6: На сайте ФНС можно подать жалобу в ФНС, Управление или инспекцию. Можно ли подать апелляционную жалобу на решение инспекции не лично в инспекцию или по почте, а через сайт ФНС? Ответ: Интерактивный сервис «Обратиться в ФНС России» является дополнительным средством направления в Федеральную налоговую службу в электронном виде обращений граждан, в соответствии с требованиями ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а также запросов о представлении информации.
Ответ: Интерактивный сервис «Обратиться в ФНС России» является дополнительным средством направления в Федеральную налоговую службу в электронном виде обращений граждан, в соответствии с требованиями ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а также запросов о представлении информации. Апелляционная жалоба не может быть подана с помощью интерактивного сервиса «Обратиться в ФНС России» размещенного на официальном сайте ФНС в связи с тем, что такое обращение не будет содержать личной подписи лица, имеющего право на подписание апелляционной жалобы.

Жалоба (апелляционная жалоба) может быть подана лично или через представителя (пункт 1 статьи 139.2 НК РФ). Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возможность направления жалобы (апелляционной жалобы) предусмотрена также в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Вопрос № 7: Подали в регистрирующую инспекцию документы о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

Инспекция отказалась внести изменения, по ее мнению мы неправильно заполнили заявление. Мы с этим не согласны. По каким правилам надо обжаловать такое решение, вернее отказ, во внесении изменений в ЕГРЮЛ? Ответ: В случае обжалования регистрационных действий, осуществляемых налоговыми органами, необходимо руководствоваться главой VIII.I Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

.

Решение территориального регистрирующего органа (Инспекции) о государственной регистрации может быть обжаловано в Управление по соответствующему региону, в Федеральную налоговую службу, или в судебном порядке. При этом, указанным законом установлен обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров в отношении решений об отказе в государственной регистрации (статья 25.2 № 129-ФЗ) Так, решение Инспекции об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в ФНС только после его обжалования в Управление. Жалоба подается через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в Управление.

В случае подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, если заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, жалоба может быть подана в Управление в течение трех месяцев с момента получения решения Инспекции об отказе в государственной регистрации (часть 2 статьи 25.3 № 129-ФЗ).

Решение по жалобе принимается Управлением или ФНС в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен для получения от Инспекции документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на десять рабочих дней.

Решение руководителя (заместителя руководителя) Управления или ФНС, о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения. Решение по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в Инспекцию не позднее следующего дня со дня принятия этого решения (часть 4 статьи 25.6 № 129-ФЗ).

Поделиться:

Можно ли оспорить решение налогового органа и как это сделать?

Как показывает практика, не во всех конфликтных ситуациях действия налоговых органов правомерны. Да и ошибиться могут все. Но если гражданина не устраивает решение налоговой службы, его можно оспорить.

Причем делать это необходимо в общепринятом порядке, иначе жалоба попросту не будет рассмотрена. Как именно обжаловать решение налогового органа, в какие сроки нужно уложиться и на какие еще моменты обратить внимание, чтобы обстоятельства не обернулись в пользу ИНС, расскажем в этой статье.

Право человека начать налоговый спор закреплено законом: этому вопросу в Налоговом кодексе РФ посвящен целый раздел

«Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц»

[1]. Налоговый спор — это протекающий в установленной форме и разрешаемый компетентным госорганом юридический спор между государством с одной стороны и иными участниками — с другой.

А связано такое разногласие, как можно догадаться, с исчислением и уплатой налогов[2]. Согласно НК РФ, у абсолютно любого лица есть право на оспаривание решения налоговой инспекции, даже если оно касается привлечения этого гражданина к налоговой ответственности.

К тому же обжалован может быть любой акт независимо от того, нормативный он или нет, — только вот порядок для проведения этих операций предусмотрен разный.

Правда, чаще всего оспаривают именно ненормативные акты.

Важно Ненормативный акт носит адресный характер.

В этом состоит его главное, хоть и не единственное отличие от нормативного (НПА). НПА — это документ, устанавливающий общие правила, применяющийся неоднократно и действующий на неограниченное число лиц.

Если акт ИНС, по мнению налогоплательщика, каким-то образом ущемляет его права, можно опротестовать решение налоговой как в досудебном, так и в судебном порядке. Однако не все так просто. Важное уточнение: обратиться напрямую в суд у заявителя не получится. Сначала подать заявление придется в надзорный налоговый орган.
Сначала подать заявление придется в надзорный налоговый орган.

Но подробнее об этих нюансах поговорим чуть позже. А пока разберемся, сколько времени есть у налогоплательщика, чтобы вникнуть в ситуацию и подать жалобу.

Здесь все зависит от того, вступило ли решение налоговой в силу.

Дело в том, что по закону оно становится действительным через месяц после того, как гражданин получил уведомление о нем, о чем говорится в пункте 9 статьи 101 Налогового кодекса.

Это значит, что налогоплательщику нужно успеть за этот месяц подать апелляционную жалобу.

У процедуры оспаривания в апелляционном порядке есть свои плюсы. Так, акт ИНС не вступит в силу, пока вышестоящий орган (или тот же, что и вынес акт) не рассмотрит обращение и не придет к какому-либо заключению. Следовательно, уплата налогов, пеней и штрафов также откладывается на время.

Как правило, апелляционная жалоба рассматривается также около месяца. При необходимости этот срок продлевается на 15 дней.

Нужно быть готовым к тому, что отозвать такую жалобу, пока по ней не будет принято решение, не получится. Если же налогоплательщик не успел среагировать и решение ИФНС уже вступило в силу, он может подать жалобу в общем порядке. Срок обжалования решения налоговой при таких обстоятельствах — год (отсчитывается со дня его вынесения).

При подобном раскладе денежные взыскания не прекращаются. Поэтому в интересах заявителя не медлить с запуском процедуры оспаривания.

Примечательно, что обычную жалобу отозвать разрешается. Это важно Не всегда разногласие между налогоплательщиком и инспекцией возникает «по вине» последней.

ИФНС постоянно сталкивается с все новыми схемами уклонения от налогов. Поэтому ей нередко приходится принимать радикальные решения по отношению к фирмам-однодневкам и к лицам, которые очевидно пытаются уйти от платежей.

В ответ на это те часто подают жалобы, рассчитывая, что удача окажется на их стороне и систему получится «обмануть». Спорные ситуации с налоговой возникают после оценки самой инспекцией деяний налогоплательщика.

Чаще всего ИФНС выносит решения после проверок.

Как правило, причинами споров является несогласие налогоплательщиков:

  1. с доначислениями и штрафами. Речь идет, конечно, о необоснованных взысканиях штрафов и пеней;
  2. с отказом возмещения НДС. Налоговое законодательство не раскрывает всех оснований для отказа в положенном возмещении НДС. Поэтому эту меру так непросто предугадать: причиной может послужить как ошибка, допущенная при составлении декларации, так и сомнительный контрагент.
  3. с отказом инспекции вернуть излишние выплаты. Налогоплательщик по различным обстоятельствам может допустить уплату обязательных налоговых платежей сверх положенной суммы. Тогда сумма переплаты подлежит возмещению в счет будущих платежей либо возвращается сразу[3];
  4. с блокировкой счета или приостановлением операций по нему. Такая мера часто применяется в качестве санкций по отношению к реальным нарушителям. Впрочем, случаи с закрытием счета без веских на то причин тоже встречаются;

К сведению Не так давно были внедрены системы АИС «Налог-3» и АСК НДС-2. Они усилили налоговый контроль над бизнесом, а также поспособствовали тому, что было организовано большое количество выездных проверок.

АИС «Налог-3» — мощный инструмент ИФНС, который, по сути, представляет собой искусственный интеллект. АИС создана для администрирования налогов граждан, постановки на учет физлиц и юрлиц, учета контрольно-кассовой техники. В свою очередь, АСК НДС-2 позволяет выявлять тех, кто не оплачивает НДС, на любом этапе поставки товаров, работ либо услуг.

В свою очередь, АСК НДС-2 позволяет выявлять тех, кто не оплачивает НДС, на любом этапе поставки товаров, работ либо услуг. Кроме того, основанием для разногласий также могут стать ошибки, которые сделал сам налогоплательщик, заполняя документы или погашая налоговые платежи. Совершенно неважно, по каким именно причинам разгорелся налоговый спор, — решение ИНС оспорить реально.

Стоит добавить: в том, чтобы этот юридический конфликт разрешился без разбирательств в суде, обычно заинтересованы оба его участника.

Только необходимо помнить, что для обжалования решения налогового органа придется неукоснительно соблюдать сроки, о которых речь шла выше, и установленный порядок. А вот этот момент изучим более детально.

Это интересно К слову, в 2018 году налогоплательщики чаще всего подавали жалобы именно потому, что были не согласны с попыткой ИФНС привлечь их к ответственности из-за «исчезнувших» вдруг контрагентов[4]. Те не уплачивали налоги и попросту пропадали. Эта причина разногласий между плательщиками и инспекцией уже на протяжении долгого времени остается самой распространенной.

Эта причина разногласий между плательщиками и инспекцией уже на протяжении долгого времени остается самой распространенной. По сути, когда говорят как об обычной, так и об апелляционной жалобе на налоговое решение, имеют в виду обращение в инспекцию, цель которого — оспорить данное решение и/или добиться его отмены.

Как мы объяснили, жалоба на решение налогового органа подается, если оно уже стало действительным, а апелляционный порядок предусмотрен для опротестования еще не вступивших в силу решений о привлечении к ответственности. Жалоба оформляется произвольно в письменном виде, подписывается самим заявителем или его представителем.

Во втором случае к ней необходимо приложить документ, подтверждающий полномочия посредника. Подать жалобу можно в налоговую лично, направив по почте либо в виде электронного документа[5].

На данный момент в ФНС России разработали новый порядок подачи жалобы и новую форму. Однако действовать изменения начнут с 30 апреля 2020 года[6], а пока оспаривание происходит в прежнем порядке. Подготовка жалобы Правила, касающиеся содержания жалобы и апелляции, описаны в статье 139.2 НК РФ — они едины для обеих форм и не отличаются от требований к другим видам обращений.

Заявителю нужно:

  1. уточнить, какой налоговый орган принял спорный акт;
  2. указать способ, с помощью которого налоговая должна уведомить заявителя о решении по данной жалобе.
  3. обосновать свою позицию;
  4. описать суть иска;
  5. указать Ф. И. О., адрес либо название и адрес компании;
  6. обозначить, какой акт подлежит обжалованию, когда он был принят, его номер;

К тому же в обращении можно обозначить контакты и прочие данные, если налогоплательщик считает это необходимым. Подготовка документов В пакете документов должна быть доверенность, доказывающая полномочия представителя (если жалобу подает он).

В остальном жестких требований нет. Поэтому гражданин может приложить любые документы, подтверждающие его доводы, а также расчет оспариваемых сумм обязательных платежей[7][8]. На этом этапе налогоплательщику нужно учесть еще один момент: если в качестве аргументов он хочет использовать документы, которые ранее не направлялись в инспекцию и не рассматривались там, то причины их непредставления должны быть уважительными.

Иначе они попросту не будут приняты[9]. Подача жалобы в суд или налоговый орган Апелляционную жалобу и все документы, собранные по усмотрению заявителя, ему нужно послать в ту инспекцию, акты которой подлежат обжалованию.

При этом обращаться необходимо в другие отделы, не связанные с принятием необоснованного решения.

ФНС обязана в течение трех дней со дня получения апелляции перенаправить ее (и все дополнительные документы тоже) в вышестоящую инстанцию. Налоговой-оппоненту при этом необходимо устранить все обстоятельства, из-за которых были нарушены права заявителя, и потом оповестить об этом надзорный орган также в течение трех дней[10].

А обычная жалоба сразу направляется в вышестоящую инстанцию. Обжалование решений налоговых органов в суде возможно только после досудебного урегулирования.

Любопытно, что в отношении актов по камеральной или выездной проверке применимы оба порядка. Предположим, надзорный орган принял жалобу, рассмотрел ее и назначил решение.

Однако заявителя оно не устроило — к примеру, обжалованный акт налоговой в результате не был отменен. В этом случае гражданин имеет право обратиться в арбитражный суд, о чем говорится в пункте 2 статьи 138 НК РФ[11].

Туда заявление можно направить в течение трех месяцев, согласно части 4 статьи 198 АПК РФ. К сведению Обращение в суд, как и жалоба в вышестоящий налоговый орган, составляется в свободной форме.

К обращению также прикладываются подтверждающие документы. Кроме прочего, заявителю потребуется иметь при себе текст необоснованного решения. А если речь идет именно об обжаловании решений и действий/бездействия должностного лица, необходимо предоставить суду еще и уведомление о том, что копия обращения и необходимые доказательства были отправлены указанному лицу[12].

Вынесение решения Рассмотрев апелляционную жалобу, в вышестоящем органе или другом отделе той же инспекции могут отменить или изменить решение полностью либо частично и принять новое. Однако не факт, что решение изменят — его также вправе отменить, а затем просто закрыть делопроизводство. Третий вариант развития событий таков: после рассмотрения решение не меняется и апелляционная жалоба заявителя не удовлетворяется.

По итогам рассмотрения обычной жалобы надзорный налоговый орган также может оставить ее без удовлетворения, отменить опротестованный акт и завершить производство по делу либо изменить решение и вынести новое. Но, как мы уже выяснили, не всегда удается на этом этапе урегулировать разногласия, и тогда дело передается в суд.

Обжалование решения налоговой в арбитражном суде происходит по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ. Оспорить в судебном порядке можно:

  1. действия/бездействие должностных лиц ФНС;
  2. бездействие ФНС, если заключение по жалобе не сделано в установленный срок.
  3. акты вышестоящего налогового органа, принятые по результатам рассмотрения жалоб;

При этом вполне уместно будет ходатайствовать о принятии обеспечительных мер, например о приостановлении действия спорного решения[13].

Подать такое ходатайство можно даже в то время, пока дело находится на стадии разбирательства. Если суд удовлетворил ходатайство и еще не принял решение по спору, инспекторы не смогут взыскивать с налогоплательщика доначисления, блокировать счета и так далее.

Но, конечно, необходимость применения обеспечительной меры придется обосновать, и аргументы должны быть довольно весомыми. Такие меры допускаются, если их непринятие может затруднить или даже сделать невозможным исполнение судебного акта либо если из-за их непринятия будет нанесен значительный ущерб заявителю[14].

Арбитражный суд, изучив дело, может отменить целиком или частично несправедливое решение ИФНС, признать действие или бездействие незаконным или обязать налоговую сделать то, чего требует вторая сторона, то есть налогоплательщик. Безусловно, суд, если сравнивать его с вышестоящим налоговым органом, считается абсолютно непредвзятым в подобных вопросах.

Поэтому гражданин может рассчитывать на более беспристрастное разбирательство — если, конечно, решение налоговой изначально на самом деле было необоснованным.

Между тем, когда спор доходит до суда, существенно увеличиваются затраты — как финансовые (приходится дополнительно оплачивать судебный сбор и издержки), так и временные. Вряд ли найдется компания, ни разу не столкнувшаяся со сложностями и спорными моментами, связанными с налоговой службой. Тем не менее налогоплательщику, чьи права были нарушены, следует владеть ситуацией и быть готовым к защите.

Конечно, можно попробовать обжаловать решение ИНС самостоятельно, потратив сперва огромное количество времени и сил на поиск и анализ правовой базы, а также правоприменительной практики.

Однако даже это не гарантирует того, что решение проблем с налоговой будет найдено.

Поэтому в подобной ситуации целесообразно прибегнуть к услугам профессионалов.

О том, где могут оказать помощь в налоговых спорах, рассказал генеральный директор компании Дмитрий Сидоренко: «Действующее налоговое законодательство и нормативная база в целом довольно сложны. К тому же они постоянно подлежат изменениям.

Поэтому налогоплательщикам сегодня приходится нелегко.

Казалось бы, веди свою деятельность в рамках закона, соблюдай налоговый режим — и проблем с инспекцией не возникнет. Однако на практике так получается не всегда.

И когда появляется необходимость оспорить необоснованное решение налоговой, человеку крайне трудно самому в сжатые сроки определить, как и куда подать жалобу и что вообще потом с этим делать. Даже если у налогоплательщика получилось подать обращение, шансы на то, что спор решится в его пользу, стремятся к нулю. Я бы не советовал пытаться наладить ситуацию, не имея опыта взаимодействия с ФНС, а также не понимания элементарных процессов бухучета и налогообложения.

В таком случае лучше заручиться поддержкой профессионалов.

В процессе выбора консалтинговой компании обратить внимание стоит на очень многие вещи.

Сначала необходимо убедиться в том, что она в состоянии предоставить вам действительно квалифицированного сотрудника.

От этого будет зависеть результат дела. Также отдавать предпочтение следует фирмам, стабильно работающим на рынке юридических услуг продолжительное время. Одной из таких компаний является и наша — Fomix Consulting Group.

Мы оказываем услуги с 2008 года, и с того времени накопили серьезный опыт в решении вопросов различной сложности и обзавелись внушительной клиентской базой.

Об успехах Fomix Consulting Group лучше всего говорят ее достижения. Например, мы помогли клиентам уладить 428 налоговых споров.

Наши специалисты готовы оказать всестороннюю поддержку в решении уже возникшего спора с ФНС и организовать сопровождение налоговой проверки.

Кроме того, если у заказчика имеются иные проблемы в области налогообложения, в Fomix Consulting Group он может воспользоваться услугой налогового консалтинга. У всех, кто обращается к нам по таким вопросам, есть возможность получить бесплатную консультацию — эксперты расскажут о применении норм НК РФ на практике, а также о последних принятых изменениях в законодательстве.

Это далеко не все услуги, доступные в нашей компании.

Мы также занимаемся ликвидацией юрлиц, сопровождением процедуры банкротства, регистрацией и сменой юридических адресов, аудитом бухгалтерии, решаем корпоративные споры и даже можем представлять интересы клиентов в арбитражном суде». Источники:

  1. 2 https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovye-spory-ponyatie-i-priznaki/viewer
  2. 3 Ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  3. 9 П. 4 ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  4. 6 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202001310007
  5. 4 https://pravo.ru/story/207830/
  6. 8 П. 5 ст. 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  7. 10 П. п. 1, 2 ст. 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  8. 13 Ч. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ.
  9. 7 Информационное сообщение ФНС РФ от 15.02.2011 «О документах, которые рекомендуется приложить к жалобе, подаваемой в налоговый орган».
  10. 5 Ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  11. 11 П. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  12. 14 Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер».
  13. 12 Ч. 2 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ.
  14. 1 Раздел VII Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

Порядок обжалования решения налогового органа

→ → → Добавить в «Нужное» Актуально на: 19 июня 2017 г. Если решение, принятое налоговым органом, нарушает, по мнению организации или ИП, их права, такое решение может быть обжаловано ().

О порядке обжалования решения налогового органа и сроке для обжалования расскажем в нашей консультации. Подать жалобу на решение налоговой инспекции можно в вышестоящий налоговый орган (УФНС) или в суд (). При этом последовательность обращения должна быть именно такая: вначале нужно обратиться в вышестоящую налоговую инспекцию и лишь затем можно пойти в суд ().

Судиться с ИФНС сразу, минуя УФНС, можно будет только в том случае, если вышестоящий налоговый орган вовремя не примет решение по жалобе. Ведь в таком случае будет считаться, что досудебный порядок обжалования соблюден. Напомним, что решение на жалобу по результатам налоговой проверки должно быть принято УФНС не позднее 1 месяца (2 месяцев при продлении срока) со дня получения жалобы, а по иным жалобам – в течение 15 рабочих дней (30 рабочих дней при продлении срока) ().

В УФНС жалоба подается через ИФНС, чье решение обжалуется. ИФНС, получившая на себя жалобу, обязана в течение 3 рабочих дней направить ее и все необходимые материалы в УФНС ().

С точки зрения сроков подачи жалоб выделяются апелляционная жалоба и собственно жалоба. Апелляционная жалоба подается в случае, если налоговой инспекцией принято решение о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам налоговой проверки в соответствии со ст. 101 НК РФ, но такое решение пока не вступило в силу.

Напомним, что вступает в силу такое решение по истечении 1 месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого принято это решение (). Соответственно, до окончания этого срока лицо может подать апелляционную жалобу (). Обжалование уже вступивших в силу решений налоговой инспекции именуется жалобой.

Срок подачи обычной жалобы в налоговую инспекцию – не позднее 1 года со дня вынесения обжалуемого решения (). В случае, если срок обжалования был пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен УФНС по просьбе лица, подающего жалобу.

Обращаем внимание, что сразу можно обращаться в суд при несогласии с решением УФНС по жалобе, а также с решением самой ФНС. Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Обжалование актов налоговых органов

Дата публикации: 25.05.2012 12:14 (архив) Подразделение ФНС России Тип жалобы Инспекция ФНС России Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц инспекции ФНС России Управление ФНС России по субъекту РФ 1. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц инспекции ФНС России межрайонного уровня.

2. Жалоба на акты ненормативного характера инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня. 3. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц Управления ФНС России по субъекту РФ Центральный аппарат ФНС России 1.

Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц Управления ФНС России по субъекту РФ, начальника (заместителя начальника) Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. 2. Жалоба на акты ненормативного характера Управления ФНС России по субъекту РФ, Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. 3. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц ФНС России Общий порядок обжалования.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права ( НК РФ). Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются — НК РФ.

По правилам названных статей обжалуются: — решение об отказе в зачете или возврате налога; — требование об уплате налога, пеней, штрафа; — действия или бездействие налоговых органов; — решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (с установленными НК РФ особенностями).Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в письменном виде соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа (, НК РФ). Порядок рассмотрения жалобыВышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение месяца со дня ее получения ( НК РФ). Срок рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение может быть увеличен на 15 дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов.

О продлении срока в течение трех дней со дня принятия такого решения сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Согласно и НК РФ присутствие налогоплательщика при рассмотрении его жалобы НК РФ не предусмотрено. Принятие решения по жалобеО решении, принятом по жалобе, налогоплательщику сообщают в течение трех дней со дня его принятия ( НК РФ). По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе ( НК РФ):1) оставить жалобу без удовлетворения;2) отменить акт налогового органа;3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;4) изменить решение или вынести новое решение.

Следует отметить, что отменить решение по налоговой проверке в той части, которая не обжалуется налогоплательщиком, налоговый орган не вправе.

Особенности обжалования решений о привлечении к налоговой ответственностиПроцедура обжалования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности установлена в НК РФ.

Одновременно в части, не противоречащей упомянутой статье, при обжаловании итоговых решений применяются также — НК РФ ( НК РФ. Таким образом, правила НК РФ являются специальными по отношению к общему порядку, предусмотренному — НК РФ ( НК РФ). В первую очередь это касается решений, принимаемых налоговыми органами по материалам проведенных проверок.Для решений о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения введено обязательное досудебное обжалование в вышестоящем налоговом органе ( НК РФ).

Порядок обжалования решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности зависит от того, вступило оно в силу или нет. Решение вступило в силу. Если решение налогового органа вступило в силу, подача и рассмотрение жалобы осуществляются по общим правилам — НК РФ.Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, которое не обжаловано в апелляционном порядке,подается в течение года с момента вынесения такого решения ( НК РФ). Апелляционная жалоба. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, обжалуется в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы ( НК РФ).

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности подается до истечения десяти дней с момента получения налогоплательщиком указанного решения ( НК РФ). Этот срок исчисляется в рабочих днях ( НК РФ) со следующего дня после даты вручения решения ( НК РФ). Если апелляционную жалобу отправили почтой, днем ее подачи считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

Апелляционная жалоба подается через ту инспекцию, которая это решение вынесла ( НК РФ).

Она обязана в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящую налоговую инстанцию.

Подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган напрямую нельзя: ее не будут рассматривать. Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение месяца со дня получения ( НК РФ), и этот срок не может быть увеличен. Когда апелляционная жалоба подана, заявитель не вправе отозвать ее (в отличие от простой жалобы) до принятия по ней решения ( и НК РФ).

В этом случае решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки, не вступит в силу, пока жалоба не будет рассмотрена и по ней не будет принято решение (, НК РФ).

Это означает, что подача апелляционной жалобы автоматически откладывает срок исполнения обжалуемого решения налогового органа. Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящей инспекции, оно вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим органом.По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе:1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Судебный порядок обжалования актов налоговых органов.

Акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд ( НК РФ) Напрямую в суд можно обжаловать:а) решение об отказе в зачете или возврате налога;б) требование об уплате налога, пеней, штрафа;в) действия или бездействие налоговых органов.Обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц можно путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ ( НК РФ).

С 2009г. для обжалования решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности введен обязательный досудебный порядок обжалования.

Поделиться:

Регистрация ООО или ИП: введен досудебный порядок обжалования решений налоговых органов

Дата публикации: 19.08.2014 13:00 (архив) С 22 августа 2014 года действует новая (далее — Закон № 129-ФЗ). Название главы —

«Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации»

. Этот порядок регулирует действия тех, кто решит обжаловать действия налоговиков по результатам государственной регистрации (например, отказ в регистрации новой организации).

Вводная информацияПроцедура государственной регистрации проводится, в частности:

  1. при регистрации в качестве ИП.
  2. при реорганизации или ликвидации организации;
  3. в целях внесения изменений в учредительные документы организации;
  4. при создания организации;

С 22 августа 2014 года Закон № 129-ФЗ дополнен положениями об обжаловании решений налоговиков по результатам госрегистрации (). Прежде такие решения нужно было обжаловать в суде (). Теперь же для отдельных случаев введен обязательный досудебный порядок обжалования.

Новый порядокДля государственной регистрации в налоговую инспекцию подается комплект определенных документов.

Налоговые органы его проверяют и выносят одно из двух решений:

  1. об отказе государственной регистрации.
  2. о государственной регистрации;

Новым порядком предусмотрено, что любое из этих решений можно обжаловать. Предпосылки к обжалованию могут быть различными. Так, решение об отказе в регистрации новой компании может пожелать обжаловать заявитель-учредитель.

А жалобу на решение о госрегистрации может направить кто-либо из участников компании (он посчитает, что его права были нарушены). В зависимости от вида обжалуемого решения различается и сам порядок подачи жалобы. Порядок обжалования Обжалуется решение об отказе в госрегистрации: cначала жалобу на решение следует направить в вышестоящую налоговую инспекцию.

Если в удовлетворении жалобы откажут, то с жалобой можно обратиться: или в ФНС России; или в суд.

Обжалуется решение о госрегистрации: жалобу можно подать на выбор: в вышестоящую налоговую инспекцию; в ФНС России; в суд.

Это общий порядок обжалования. Однако из него есть исключения. Так, жалоба на отказ в регистрации может быть подана сразу в ФНС России или в суд в двух случаях:

  1. решение по жалобе не принято вышестоящей инспекцией в установленные сроки ().
  2. вышестоящим органом по отношению к налоговому органу, отказавшему в регистрации, является центральный аппарат ФНС России;

Сроки обжалованияОбратите внимание: пропущенный по уважительной причине срок можно восстановить на основании соответствующего ходатайства ().

Если этого не сделать, то «просроченную» жалобу оставят без рассмотрения (). Вид жалобы:

  1. жалоба подается в ФНС России на решение вышестоящей налоговой инспекции. Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящей инспекцией решения по ранее поданной жалобе.
  2. заявление в суд. В течение 3-х месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов ().
  3. жалоба подается заявителем при государственной регистрации, который обжалует отказ в регистрации (в вышестоящую инспекцию или ФНС России). Жалобу можно подать в течение трех месяцев с момента получения решения об отказе в государственной регистрации. При уклонении от получения решения об отказе срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
  4. жалоба подается заинтересованным лицом, чье право нарушено (в вышестоящую инспекцию или ФНС России). Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (вне зависимости от того, какой вид решения обжалуется).

Содержание жалобыВ соответствии со в жалобе нужно указать:

  1. сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
  2. фамилию, имя, отчество, а также место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
  3. основания, которые позволяют лицу, подающему жалобу, считать, что его права нарушены;
  4. наименование налоговой инспекции, чье решение обжалуется;
  5. требования лица, подающего жалобу.

В документе также могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. Заявитель может приложить документы, подтверждающие его доводы.Жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем.

Если жалоба подается уполномоченным представителем, к ней нужно приложить документы, подтверждающие полномочия. Способ отправкиПодготовленную в письменном виде жалобу можно подать ():

  1. в налоговую инспекцию, чье решение обжалуется (считается подачей жалобы в вышестоящую инспекцию или в ФНС России).
  2. непосредственно в вышестоящую налоговую инспекцию или в ФНС России;

Что же касается способа подачи, то жалобу можно направить ():

  1. по почте;
  2. в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
  3. представить лично;

Результат рассмотренияКак уже говорилось выше, поданную жалобу налоговые органы могут оставить без рассмотрения. Исчерпывающий перечень оснований для этого приведен в .

Однако если жалоба принята к рассмотрению, то решение по ней должно быть принято в течение 15 дней со дня получения.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+