Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Сроки камералки по ст 93

Сроки камералки по ст 93

Сроки камералки по ст 93

Срок ответа на требование налоговой


→ → → Добавить в «Нужное» Актуально на: 2 марта 2020 г. В рамках проведения налогового контроля инспекции могут направлять налогоплательщикам различного рода требования. О том, в какие сроки необходимо отвечать на такие требования, расскажем в нашей консультации. Сразу оговоримся, что обычно не возникает спора о том, когда нужно дать ответ на требование налоговой (за сколько дней), ведь этот срок указывается в требовании налоговой инспекции ().

Требование о представлении пояснений может направляться налогоплательщикам на основании ст. 88, 105.27, 105.29 НК РФ. К примеру, требование о представлении пояснений направляется налогоплательщику по итогам камеральной проверки налоговой декларации, если были выявлены ошибки или противоречия ().

Срок предоставления ответа на требование налоговых органов будет зависеть от основания, по которому требование было направлено. Например, если требование направлено по итогам камеральной налоговой проверки, ответ на него нужно дать в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (). Сроки направления ответа на требование о представлении документов (информации) зависят от основания для истребования документов (информации).

Например, документы, истребуемые при проведении налоговой проверки, в общем случае должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (). Систематизируем в таблице сведения о сроках ответа на требование о представлении документов (информации): Основание направления требования о представлении документов (информации) Срок представления документов (информации) со дня получения требования ст. 93, ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ (например, при проведении камеральной налоговой проверки) 10 рабочих дней 20 рабочих дней (при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) ст.

93, п.п. 3.9, 5, 5.1, 6.1 ст.

165 НК РФ (например, при налоговой проверки иностранной организации, подлежащей постановке на учет в соответствии с п.

4.6 ст. 83 НК РФ) 30 календарных дней ст.

93, п. 15 ст. 165 НК РФ (например, в случае истребования документов, сведения из которых включены в реестры, указанные в п. 15 ст. 165 НК РФ и поданные для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов) 20 календарных дней ст. 93, 214.8, 310.2 НК РФ (например, при истребовании документов, связанных с исчислением и уплатой НДФЛ по эмиссионным ценным бумагам) 3 месяца ст.

93, п. 6 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов по сделке между взаимозависимыми лицами) 30 рабочих дней ст. 93, 93.1, п. 7 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов в рамках встречной проверки) 5 рабочих дней Срок для ответа на требование налоговой инспекции начинает течь со дня, следующего за днем получения требования, и истекает в последний день срока. Датой получения требования считается дата вручения (при передаче требования налогоплательщику лично), при отправке требования по почте заказным письмом – 6-ой рабочий день со дня отправки, в случае направления требования через личный кабинет налогоплательщика — день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете ().

При отправке требования через ТКС день получения требования – это день направления налогоплательщиком налоговой инспекции квитанции о приеме требования в электронном виде (, утв. Приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, , утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 № Если налогоплательщику требуется отсрочка предоставления документов (информации), продлить срок ответа на требование налоговой может помочь направление в ИФНС .

Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Какие документы могут запросить у вас налоговики по ст.

93.1 НК вне рамок проверок

Тема правомерности направления требований о предоставлении документов (информации) налоговым органом вне рамок проведения налоговых проверок, регламентированная п. 2 ст. 93.1 НК РФ широко представлена в литературе и судебной практике.

Это связано с сокращением в настоящее время выездных налоговых проверок при повышающейся роли налогового администрирования, в том числе посредством реализации такой формы налогового контроля как подтверждение действительности договорных отношений, достоверности сведений, содержащихся в них, посредством истребования информации (документов) у лиц, располагающих соответствующими документами (информацией) (абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2018 по делу , Письмо ФНС РФ

«О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в третьем квартале 2020 года по вопросам налогообложения»

).

Несмотря на значительное количество материалов, при поступлении хозяйствующим субъектам соответствующих требований и при подготовке ответов зачастую возникают вопросы относительно правомерности представления тех либо иных документов, поскольку НК РФ не установлены четкие критерии видов истребуемых документов (информации). Судебная практика исходит из того, что информация является более широким понятием, чем документ, к информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ — это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста. В связи с чем, информация может быть получена, в том числе, путем представления документов, которые являются ее источником (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу ).

Письмо ФНС России

«Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок»

запрещает произвольное истребование документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля, поскольку при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности.

Следовательно, учитывая отсутствие закрепления на законодательном уровне и в документах Минфина РФ (ФНС РФ) перечня истребуемых документов, налоговый орган требует у лиц ими располагающих, практически любые необходимые ему документы (информацию), кроме того, документы (информация) по п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговыми органами запрашивается и у обслуживающих Банков, поскольку

«получение указанных документов (документов об открытии счетов, лицах, уполномоченных подписывать расчетные документы) обусловлено объективной необходимостью, так как указанные документы могут быть использованы в качестве сравнительных образцов подписей уполномоченных лиц контрагента налогоплательщика в случае возникновения в ходе проведения налоговой проверки необходимости назначения почерковедческой экспертизы»

(Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.09.2018 по делу № ).

При этом судами ссылки банков на наличие охраняемой законом тайны не принимается, в связи с тем, что «возложение НК РФ на банки специальных обязанностей в связи с их особым статусом в системе безналичных расчетов не освобождает названные организации от выполнения иных обязанностей, которые предусмотрены НК РФ для всех организаций (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.05.2018 по делу ).

Приведенный в настоящей статье перечень документов – является обобщением как материалов судебной практики, так и поступающих в адрес хозяйствующих субъектов соответствующих требований и не является исчерпывающим:Наименование документов (информации)Правомерность истребования, документов налоговым органом подтвержденная материалами судебной практики Деловая переписка Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2019 по делу № Договоры, дополнительные соглашения Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.05.2018 по делу № Спецификации, заявки на поставку товара, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 по делу № Счета, счета — фактуры Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, журнал-ордер № 01 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 по делу № Расшифровки счетов (показателей) Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований Платежные поручения Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018 по делу № Акты о зачете взаимных требований Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу № Акты сверки расчетов Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № Акты приемки работ (услуг) Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу № Справки о стоимости Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований Справки о выполненных работах Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 № 302-КГ17-15714 по делу № Сводный сметный расчет Ведомости учета движения денежных средств Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу № Расчет процентов Товарно-транспортные накладные, товарные накладные Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу № Универсальные передаточные документы — Путевые листы Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 по делу № Книга покупок Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № Книга продаж Товарные (кассовые) чеки Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 по делу № Расходные и приходные кассовые ордера Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу № Оборотно-сальдовые ведомости Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу № Ведомости аналитического учета по счетам Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 по делу № Карточки бухгалтерских счетов Сертификаты соответствия, технические паспорта Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований Доверенности Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу № Реестры владельцев ценных бумаг, эмитентом которых является акционерное общество за период Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2016 по делу № ФИО, должность, телефоны сотрудников, в обязанности которых входит поиск контрагентов, ведение переговоров Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 по делу № ФИО, телефоны сотрудников, осуществлявших доставку товара, наименование и регистрационные номера автотранспортных средств, сведения о маршрутах (пункты погрузки-разгрузки) Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.01.2017 по делу № Информация о наличии транспортных средств в собственности либо аренде Копии трудовых договоров с дополнениями и изменениями за период, должностные инструкции, приказы о назначении и приказы о направлении работника в командировку за пределы РФ за период, документы, свидетельствующие о нахождении в командировке за пределами РФ.

Приведенный в настоящей статье перечень документов – является обобщением как материалов судебной практики, так и поступающих в адрес хозяйствующих субъектов соответствующих требований и не является исчерпывающим:Наименование документов (информации)Правомерность истребования, документов налоговым органом подтвержденная материалами судебной практики Деловая переписка Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2019 по делу № Договоры, дополнительные соглашения Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.05.2018 по делу № Спецификации, заявки на поставку товара, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 по делу № Счета, счета — фактуры Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, журнал-ордер № 01 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 по делу № Расшифровки счетов (показателей) Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований Платежные поручения Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018 по делу № Акты о зачете взаимных требований Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу № Акты сверки расчетов Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № Акты приемки работ (услуг) Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу № Справки о стоимости Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований Справки о выполненных работах Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 № 302-КГ17-15714 по делу № Сводный сметный расчет Ведомости учета движения денежных средств Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу № Расчет процентов Товарно-транспортные накладные, товарные накладные Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу № Универсальные передаточные документы — Путевые листы Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 по делу № Книга покупок Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № Книга продаж Товарные (кассовые) чеки Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 по делу № Расходные и приходные кассовые ордера Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу № Оборотно-сальдовые ведомости Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу № Ведомости аналитического учета по счетам Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 по делу № Карточки бухгалтерских счетов Сертификаты соответствия, технические паспорта Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований Доверенности Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу № Реестры владельцев ценных бумаг, эмитентом которых является акционерное общество за период Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2016 по делу № ФИО, должность, телефоны сотрудников, в обязанности которых входит поиск контрагентов, ведение переговоров Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 по делу № ФИО, телефоны сотрудников, осуществлявших доставку товара, наименование и регистрационные номера автотранспортных средств, сведения о маршрутах (пункты погрузки-разгрузки) Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.01.2017 по делу № Информация о наличии транспортных средств в собственности либо аренде Копии трудовых договоров с дополнениями и изменениями за период, должностные инструкции, приказы о назначении и приказы о направлении работника в командировку за пределы РФ за период, документы, свидетельствующие о нахождении в командировке за пределами РФ. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.01.2018 по делу № Нижеуказанные документы (информация) истребовались налоговым органом у обслуживающих Банков Договор банковского счета Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2018 по делу № Заявление на открытие банковского счета Сертификаты ключа подписи Карточки с образцами подписей и оттиска печати Объявление на взнос наличными Сведения об использовании Банком интернет-технологий — IP-адреса, с которых клиентом производилось направление платежных поручений, МАС и EXTIP-адреса по осуществлению доступа к системе «Банк Клиент», сведения о телефонном номере, который использовался клиентом для соединения с системой «Банк Клиент» Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2018 по делу № Акты приема-передачи программных и криптографических средств клиента Протокол соединения по клиенту Информация о лицах, имеющих право распоряжаться денежными средствами и о физических лицах, снимающих (обналичивающих) денежные средства с расчетных счетов Приказ о приеме работника на работу в отношении руководителя и лиц, имеющих права подписи в карточке с образцами подписей и оттиском печати Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.11.2018 по делу № Карточки регистрации электронных ключей, доверенности, заявления на изготовление и получение электронных ключей ЭЦП Доверенности на лиц, представляющих в банке клиента Таким образом, несмотря на открытый перечень документов, которые могут быть запрошены налоговым органом, в каждом конкретном случае необходимо проверять законность, целесообразность, разумность и обоснованность истребования документов (информации).

Содержание требования о предоставлении документов (информации) должно быть конкретным, исключающим возможность неоднозначного толкования при отсутствии чрезмерного количества запрошенных документов. В нижеуказанных судебных актах, судами была принята позиция лиц, у которых документы (информация) были истребованы:Основания для отказа лицом, получившим требование в предоставлении налоговому органу документов (информации)Правомерность отказа в предоставлении документов (информации) получателем требования налоговому органу, подтвержденная материалами судебной практики и/или разъяснениями ФНС Требование не содержит информации относительно правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.10.2018 по делу № Налоговым органом истребованы аналитические справки, отчеты Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу № , п.

4 Письма ФНС РФ «О налоговых проверках» Не указаны основания для истребования документов (из направленного налоговым органом требования не следовало, что документы истребуются им в рамках проведения налоговой проверки) Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.09.2018 по делу № , Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2017 по делу № Не возможно идентифицировать документы (информацию), которую необходимо представить лицу налоговому органу Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.02.2018 по делу № Перечень документов, носит неконкретный, обобщающий характер, из которого нельзя установить, в каком количестве и что непосредственно было истребовано налоговым органом. В требовании отсутствуют наименования и реквизиты истребуемых документов, не расшифрован состав «полученных и выданных счетов-фактур», «договоров», «актов выполненных работ», «товарно-транспортных накладных»; «контрактов на поставку импортируемых товаров», «грузовых таможенных деклараций», «платежных документов».

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу № Документы истребованы не по конкретной сделке, а по всем сделкам с контрагентом за три года Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.04.2017 по делу № Не обозначены идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой истребуется информация Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 по делу № , Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.2017 по делу № Требование не содержит информации в отношении какого конкретно контрагента налоговый орган истребует документы Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2019 по делу № Запрашиваемые документы не имеют отношения к предмету проверки банка, поскольку не содержат информации относительно правильности исчисления и уплаты ООО земельного налога, транспортного налога, налога на имущество организаций и НДФЛ, из содержания требования не следует, что оно выставлено для представления конкретных документов по сделкам, и в отношении лица по которому проводится налоговая проверка. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.10.2018 по делу № Налоговым органом не представлено доказательств наличия истребуемых документов у ИП, который в устной форме давал пояснения об отсутствии у него хозяйственных отношений с проверяемым налогоплательщиком Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2018 по делу № «» :

  1. , адвокат

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Истребование документов по статье 93 НК РФ

Истребование документов применяется в рамках камеральной, выездной проверки, вне рамок проверок, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Перечень случаев, когда налоговый орган вправе истребовать документы, постоянно расширяется. При этом для налогоплательщика исполнение требования — это довольно затратная процедура: необходимо найти оригиналы документов, изготовить копии, заверить, отправить их в налоговый орган.

Истребованию документов у налогоплательщика посвящено интервью с экспертом.

Как требование о представлении документов вручается налогоплательщику? Требование может передаваться лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку, направляться по почте заказным письмом или передаваться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) через оператора электронного документооборота (пункт 4 статьи 31 НК РФ).

При вручении требования налогоплательщику под расписку, непосредственно в требовании указывается дата вручения. В какой последовательности применяются указанные варианты направления требования?

Лица, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчёт) в электронной форме, должны обеспечить получение требования от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Порядок направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде (далее — Порядок) утверждён приказом ФНС России № ММВ-7-2/168@ от 17 февраля 2011 года.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде (далее — Порядок) утверждён приказом ФНС России № ММВ-7-2/168@ от 17 февраля 2011 года. Исходя из указанного Порядка, если требование направлено в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приёме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком. В подобном случае налоговый орган, на основании пункта 19 Порядка, должен направить налогоплательщику требование в бумажном виде.

Иная последовательность способов передачи документов может быть прямо предусмотрена НК РФ. Например, в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передаётся руководителю (уполномоченному представителю) организации лично под расписку (пункт 1 статьи 93 НК РФ). По смыслу указанной нормы, при проведении проверки на территории (в помещении) налогоплательщика, а не по месту нахождения налогового органа, требование должно быть вручено налогоплательщику лично проверяющим лицом во время его нахождения у налогоплательщика.

Только если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 НК РФ.

На что нужно обратить внимание при получении документов от налоговой инспекции по почте?

При направлении документов по почте они направляются налогоплательщику — российской организации (её филиалу, представительству) — по адресу места её нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ (пункт 5 статьи 31 НК РФ). Определить иной адрес для целей получения от налогового органа почтовой корреспонденции организация не может. С другой стороны, адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме.

Так сказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25

«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»

от 23 июня 2015 года.

При направлении налоговым органом документа по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма. Факт приёма к отправке корреспонденции подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, принятым к отправке почтовым отделением, с оттиском печати почтового отделения, обработанным и разосланным получателям (Постановление ФАС Центрального округа по делу № А14-8583/2011 от 21 ноября 2012 года, Определением ВАС РФ № ВАС-17644/12 от 25 декабря 2012 года отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора).

Факт приёма к отправке корреспонденции подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, принятым к отправке почтовым отделением, с оттиском печати почтового отделения, обработанным и разосланным получателям (Постановление ФАС Центрального округа по делу № А14-8583/2011 от 21 ноября 2012 года, Определением ВАС РФ № ВАС-17644/12 от 25 декабря 2012 года отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора).

А если налогоплательщик не получил направленное почтой требование?

Если документы по требованию налогового органа не будут представлены, то налоговый орган составит акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении. Сообщения, доставленные по адресам, указанным соответственно в ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей) или в ЕГРЮЛ (для организаций), считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 3 статьи 54 ГК РФ). Одного только заявления о неполучении требования будет недостаточно для вывода о незаконности решения налоговой инспекции.

Налогоплательщику при рассмотрении спора рекомендуется указать уважительные причины неполучения им требования о представлении документов (информации), обстоятельства, которые не зависели от волеизъявления самого налогоплательщика. В каких случаях полученное требование можно обжаловать? Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы вправе должностное лицо налогового органа, проводящее проверку.

Обратим внимание, что на практике налоговые органы истребуют документы о налогоплательщике, направляя ему требования в порядке статьи 93.1 НК РФ, в которых в качестве основания указывают истребование документов по конкретной сделке. Может быть оставлено без исполнения по существу с направлением в налоговый орган соответствующего письма требование: направленное:

  1. в периоде приостановления выездной налоговой проверки;
  2. после окончания налоговой проверки.
  3. в рамках т.н. предпроверочного анализа;
  4. до проверки;

о представлении документов:

  1. срок хранения которых истёк;
  2. количество которых чрезмерно.
  3. истребуемых повторно;
  4. составление которых не предусмотрено законодательством (документы в виде сопоставительных таблиц, в которых отражены различия между налоговыми базами разных налогов, налоговым и бухгалтерским учётом, прогнозы поступлений, производственных планов, деловая переписка);
  5. не относящихся к предмету или периоду проверки;

Что должно содержаться в требовании о представлении документов?

Форма требования о представлении документов (информации) утверждена приложением № 15 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/189@ от 8 мая 2015 года. Требование о представлении документов должно включать наименование необходимых для проверки документов, период, к которому они относятся, при наличии — реквизиты, иные признаки, индивидуализирующие истребуемые документы. Если полученное требование налогоплательщику непонятно, есть обоснованные затруднения в идентификации документов или информации, то рекомендуется направить в налоговый орган письмо о том, что исполнение требования (полностью или в соответствующей части) не представляется возможным и просить уточнить содержание требования, конкретизировать вид документа или состав истребуемой информации.

Что даст налогоплательщику такое уточнение? Подобная тактика «исполнения» требования не позволит налоговому органу в ряде случаев направить новое требование в связи с отсутствием оснований (окончанием налоговой проверки, завершением дополнительных мероприятий налогового контроля). Обращение в налоговый орган за разъяснениями по вопросу содержания и количества истребуемых документов снижает риск привлечения к ответственности в случае, если документы по «непонятному» требованию не будут представлены (будут представлены с пропуском срока).

Как исчисляется срок исполнения требования о представлении документов? Срок исполнения требования, по общему правилу, 10 рабочих дней. Исчисление срока начинается со дня получения требования. При этом срок исчисляется в рабочих днях (пункт 6 статьи 6.1 НК РФ). Если последний день срока выпадает на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Если последний день срока выпадает на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В правоприменительной практике выработан определённый подход к вопросу о взаимосвязи начала исчисления указанного срока и фактической даты получения требования при его направлении по почте.

При получении требования в пределах отведённых шести дней срок представления документов исчисляется с даты фактического получения требования (определения ВАС РФ № ВАС-2652/12 от 23 марта 2012 года и № ВАС-6232/13 от 24 мая 2013 года). В случае получения требования после истечения шести дней с даты направления заказного письма срок представления истребуемых документов начинается течь с седьмого дня отправки заказного письма.

Тем самым срок представления документов соответствующим образом сокращается. Предусмотрена ли возможность продления срока исполнения требования? Налогоплательщику в каждом случае получения требования можно рекомендовать в течение дня, следующего за днём его получения, направлять в налоговый орган уведомление о невозможности исполнения требования.

Следует привести разумный срок, когда истребуемые документы могут быть представлены.

Форма и формат уведомления утверждены Приказом ФНС России№ ММВ-7-2/34@ от 25 января 2017 года.

Форма содержит примерный перечень причин невозможности представления запрошенных документов в установленный срок:

  1. нахождение части документов в обособленных подразделениях организации, архиве;
  2. большое количество истребуемых документов;
  3. технические и кадровые сложности изготовления заверенных копий и т.п.
  4. одновременное получение нескольких требований;

Кому направляется указанное уведомление? В случае проведения проверки на территории налогоплательщика уведомление о невозможности представления документов может быть передано проверяющему должностному лицу под подпись. Если проверка изначально проводится по месту нахождения налогового органа или приостановлена, то есть проверяющие не находятся на территории налогоплательщика, то уведомление о невозможности представления документов передаётся непосредственно в налоговый орган, руководитель (заместитель руководителя) которого принял решение о проведении проверки.

Положения статьи 93 НК РФ не предусматривают каких-либо особенностей, если требование о представлении документов было подписано включённым в состав проверяющей группы должностным лицом иного налогового органа, чем тот, который принял решение о проведении проверки. В такой ситуации при невозможности вручить уведомление проверяющему должностному лицу, следует адресовать его в налоговый орган, руководитель (заместитель руководителя) которого принял решение о проведении проверки. Запрашивать продление срока представления запрашиваемых документов можно также и в случае, если исполнение требования приходится на период приостановления проведения выездной налоговой проверки.

Как направляется уведомление?

Предусмотрены специальные способы направления уведомления для налогоплательщиков, обязанных в силу пункта 3 статьи 80 НК РФ представлять налоговые декларации в электронной форме. Такие лица могут представить уведомление о невозможности представления документов в налоговый орган лично или через представителя либо передать в электронной форме по ТКС.
Такие лица могут представить уведомление о невозможности представления документов в налоговый орган лично или через представителя либо передать в электронной форме по ТКС.

Уведомление может быть направлено по почте заказным письмом только лицами, на которых не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме. При этом обратим внимание на противоречие в пункте 3 статьи 93 НК РФ: в абзаце втором предусмотрено письменное уведомление о невозможности представления документов в установленные сроки, что ставит под сомнение предусмотренную в третьем абзаце возможность передачи указанного уведомления в электронной форме.

Предположим, налоговый орган не продлил срок исполнения требования, а налогоплательщик в отведённый срок не уложился.

Применяется ли в данном случае ответственность?

Налоговый орган в течение двух дней рассматривает уведомление налогоплательщика о невозможности представления документов и принимает решение либо о продлении, либо об отказе в продлении срока представления. На практике нередко налоговый орган не принимает никакого решения. Направление уведомления о продлении срока представления документов само по себе не является основанием для неисполнения требования в первоначально установленный срок.

Должен ли налогоплательщик сообщать об отсутствии истребуемых документов и если должен, то в течение какого срока? Налогоплательщик должен в любом случае направить ответ на полученное требование. По мнению ФНС РФ, отражённому в письме № ЕД-4-2/12104@ от 23 июня 2017 года, ответ о невозможности представления в установленный срок документов по причине их отсутствия (утрачены; не поступали (не составлялись)) должен направляться в течение дня, следующего за днём получения требования.

Однако данная позиция представляется расширительным толкованием НК РФ. Положения Приказа ФНС России № ММВ-7-2/34@ от 25 января 2017 года, которым утверждены форма и формат уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации), не могут являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.

Специальный срок для направления ответа, в котором указывалось бы на отсутствие истребуемых документов, а также форма такого ответа пунктом 3 статьи 93 НК РФ не предусмотрена. Иными словами, соответствующий ответ может быть направлен в течение 10 дней со дня получения требования.

Можно ли в ответ на требование представить подлинники документов? НК РФ не предусмотрено исполнение требования о представлении документов посредством выдачи подлинников документов.

Выемка подлинников документов регламентируется статьёй 94 НК РФ. Вместе с тем, если запрашиваемые документы представлены в виде оригиналов в установленный срок, основания для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 126 НК РФ за неисполнение требования отсутствуют. Но исполнять требование подобным образом не нужно.

Из пункта 5 статьи 93 НК РФ следует, что документы, ранее представленные в налоговый орган в виде подлинников, должны быть возвращены проверяемому лицу. При этом НК РФ не содержит срока возврата таких документов.

После возврата подлинников налоговый орган вправе вновь их истребовать у налогоплательщика — запрет на повторное истребование документов в данном случае не применяется. Что означает представление документов в виде заверенных копий?

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставлены необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Согласно пункту 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации.

Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утверждён постановлением Госстандарта России № 65-ст от 3 марта 2003 года) при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляется заверительная надпись:

  1. расшифровка подписи (инициалы, фамилия);
  2. личная подпись;
  3. должность лица, заверившего копию;
  4. дата заверения.
  5. «Верно»;

Помимо изложенного, Минфин рекомендует представлять копии документов с сопроводительным письмом и описью представляемых документов (письмо № 03-02-РЗ/39142 от 7 августа 2014 года).

Можно заверять документы факсимиле? Нет, заверенные таким образом документы не будут рассмотрены налоговым органом как надлежащие копии (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-5752/2014 от 19 января 2015 года). Нужно ли заверять копии документов печатью?

Согласно ГОСТу допускается копию документа заверять печатью, определяемой по усмотрению организации. C 7 апреля 2015 года статья 2 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года (в редакции ФЗ № 82-ФЗ от 6 апреля 2015 года) закрепляет право общества иметь печать.

Обязанность общества использовать печать может быть предусмотрена федеральным законом. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества. Аналогичный подход отражён и в Федеральном законе № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года.

Таким образом, если правом иметь печать общество не воспользовалось, то изготовление копий документов может проводиться без заверения их печатью. С 7 апреля 2015 года документы, представляемые в налоговые органы, принимаются вне зависимости от наличия (отсутствия) печати в них (письмо ФНС России № БС-4-17/13706 от 5 августа 2015 года).

Как заверить документ, в котором больше одной страницы?

Изготовленную копию многостраничного документа целесообразно прошить, пронумеровать и заверить в целом. Для этого на оборотной стороне последнего листа помимо прочих реквизитов надлежит поставить надпись: «Всего пронумеровано, прошнуровано _____ листов» (количество листов указывается словами).

Из копий заверенных документов можно сформировать подшивку.

При этом должна сохраниться возможность свободного чтения текста документа, возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке. Рекомендуется заверять копию каждого документа, а не подшивку. Только в этом случае соответствующие документы допустимо использовать в качестве подтверждения обстоятельств по делу о налоговом правонарушении (постановление ФАС Московского округа № КА-А41/11390-09 от 5 ноября 2009 года).

В случае представления незаверенных копий или заверения только последней страницы подшивки документов налогоплательщик может столкнуться с тем, что налоговый орган составит акт об обнаруженном правонарушении, предусмотренном статьёй 126 НК РФ, повторно запросит документы (особенно если в представленных незаверенных копиях им найдены ошибки).

Но отметим, что Минфином выпущено письмо № 03-02-РЗ/62336 от 29 октября 2015 года, из которого можно сделать вывод о допустимости представления документов в виде сшива документов.

Кроме того, есть примеры судебных актов, в которых признавалось, что действия налогоплательщика по своевременному представлению подшивки документов не образуют состава правонарушения, так как не являются отказом от представления документов (непредставлением документов). Такой подход отражён, в частности, в постановлении ФАС Центрального округа по делу № А54-8663/2012 от 1 ноября 2013 года и постановлении ФАС Западно-Сибирского округа по делу № А75-10184/2011 от 24 августа 2012 года. По нашему мнению, представление документов в виде сшива, заверенного на последнем листе, возможно при исполнении требования в порядке статьи 93.1 НК РФ.

При представлении документов по требованию, направленному на основании статьи 93 НК РФ, целесообразно заверять копию каждого документа отдельно. Как представляются копии документов на бумажном носителе? Способами представления истребуемых документов являются личное представление, представление через представителя, направление документов по почте заказным письмом.

В случае истребования документов в ходе проверки, которая проводится на территории налогоплательщика, может ли налогоплательщик, изготовив копии, предоставить их в распоряжение налогового органа на своей территории? Такого способа исполнения требования НК РФ не содержит.

Судебная практика исходит из системного толкования статей 89 и 93 НК РФ: истребованные документы должны быть представлены по месту проведения проверки.

Данное условие выполняется:

  1. при представлении документов по месту проведения проверки, где согласно статье 89 НК РФ должны находиться должностные лица налогового органа;
  2. при проведении проверки на территории налогоплательщика;
  3. при получении инспекцией письма налогоплательщика о готовности истребуемых документов.

При наличии этих обстоятельств обязанность проверяемого лица обеспечить налоговому органу возможность своевременного получения документов исполнена (постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу № А29-4831/2012 от 18 февраля 2013 года, постановление ФАС Московского округа № А40-78313/12-91-433 от 5 июня 2013 года). Но информирование налогового органа о подготовке копий документов и их нахождении на территории налогоплательщика не является надлежащим исполнением требования о представлении документов, если проверка приостановлена (определение Верховного Суда № 304-КГ14-7880 от 9 февраля 2015 года).

В письме ФНС РФ № ЕД-4-2/13892@ от 7 августа 2015 года сказано, что в период приостановления проверки налогоплательщик должен представить документы в тот налоговый орган, который указан в требовании о представлении документов (информации). Обязательно ли представлять на бумаге документы, которые были составлены в электронном виде?

Если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным ФНС форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган по ТКС в порядке, установленном Приказом ФНС России № ММВ-7-2/168@ от 17 февраля 2011 года.

Представление документов в электронной форме по неустановленным форматам и (или) на магнитных носителях информации НК РФ не предусмотрено (письмо ФНС России № ЕД-4-2/15669 от 7 сентября 2015 года). Когда истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронной форме не по установленным ФНС форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании оригинала документа электронной подписью. Возможность представления документов в xml-формате установлена для следующих документов:

  1. счёт-фактура, корректировочный счёт-фактура, журнал учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок, дополнительный лист книги покупок, книга продаж, дополнительный лист книги продаж (форматы утверждены Приказами ФНС РФ № ММВ-7-6/93@ от 4 марта 2015 года, № ММВ-7-15/189@ от 13 апреля 2016 года, № ММВ-7-15/155@ от 24 марта 2016 года);
  2. документ о передаче результатов работ, документ об оказании услуг (формат утверждён приказом ФНС России № ММВ-7-10/552@ от 30 ноября 2015 года);
  3. документ о передаче товаров при торговых операциях (формат утверждён Приказом ФНС России № ММВ-7-10/551@ от 30 ноября 2015 года);
  4. акт приёмки-сдачи работ (услуг), товарная накладная (ТОРГ-12), счёт-фактура и документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передачи имущественных прав (документ об оказании услуг), включающий в себя счёт-фактуру, корректировочный счёт-фактура и документ об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающий в себя корректировочный счёт-фактуру.

Какие документы могут быть представлены в виде сканированных образов?

  1. счёт-фактура, в том числе корректировочный;
  2. товарная накладная (ТОРГ-12);
  3. спецификация (калькуляция, расчёт) цены (стоимости);
  4. договор (соглашение, контракт), в том числе дополнения (изменения);
  5. товарно-транспортная накладная;
  6. грузовая таможенная декларация/транзитная декларация, в том числе добавочные листы к ним.
  7. акт приёмки-сдачи работ (услуг);

Перечень указанных документов, которые могут быть направлены в налоговый орган по ТКС в виде скан-образов, в том числе с использованием pdf-формата, приведён в Приказе ФНС России № ММВ-7-6/465@ от 29 июня 2012 года. В одном комплекте документов могут быть направлены и xml-файлы и скан-образы (письмо ФНС России № ЕД-4-15/24784 от 23 декабря 2016 года). Документы, представляемые в электронной форме по ТКС, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.

Направить в налоговый орган в ответ на требование о представлении документов скан-образы иных документов налогоплательщик не вправе (письмо ФНС России № ЕД-4-15/21002 от 3 ноября 2016 года). Вместе с тем, приём документов, представляемых в рамках статьи 93 НК РФ, может осуществляться налоговой инспекцией в виде скан-образов по ТКС в электронной форме с использованием типа документооборота «Обращение». Какая ответственность за неисполнение требования?

Непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечёт взыскание штрафа по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. При этом для возможности привлечения к ответственности в случаях представления документов в ненадлежащей форме и (или) ненадлежащим способом, факт непредставления запрашиваемых документов может быть зафиксирован налоговым органом при условии возврата налогоплательщику указанных документов.

При обнаружении фактов неисполнения требования должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления нарушения должен быть составлен акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение (пункт 1 статьи 101.4 НК РФ).

Как рассчитывается сумма штрафа? Документ рассматривается как отдельный независимо от формы его выражения (бумажный или электронный). Каждый непредставленный документ должен быть отдельно поименован в акте об обнаруженном правонарушении и решении налогового органа.

Когда в требовании отсутствует конкретный перечень истребуемых документов и не указывается их количество, то оснований для привлечения к ответственности нет (Постановление Президиума ВАС РФ № 15333/07 от 8 апреля 2008 года).

По смыслу пункта 1 статьи 126 НК РФ штраф взыскивается исходя из истребованных (указанных в требовании) и не представленных (несвоевременно представленных) документов и не может определяться расчётным путём. Налогоплательщик не может быть привлечён к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом.

Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо (Определение Верховного Суда РФ № 302-КГ15-19180 от 4 февраля 2016 года). Неуказание в требовании количества и реквизитов истребуемых документов защищает налогоплательщика от ответственности?

Отсутствие в требовании количества, реквизитов документов не всегда может служить основанием для освобождения от ответственности, поскольку указанными сведениями обладает сам налогоплательщик, а не налоговый орган. И, в частности, налогоплательщик не может не знать о количестве счетов-фактур, подлежащих представлению, так как самостоятельно ведёт книгу покупок, в которой они отражаются (Определение Верховного Суда РФ № 305-КГ17-6715 от 14 июня 2017 года). В спорных ситуациях налоговый орган может определить размер штрафа по числу непредставленных документов, объединённых родовыми признаками (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа № Ф02-5551/2015 от 9 октября 2015 года).

Такими группами могут выступать счета-фактуры полученные, счета-фактуры выставленные, договоры с контрагентом, первичные документы. При подготовке возражений к акту, которым предлагается привлечь к ответственности по статье 126 НК РФ, и отсутствии обстоятельств, исключающих ответственность, рекомендуется заявлять о наличии смягчающих обстоятельств.

К ним относятся любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (статья 112 НК РФ).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+