Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Уровни школьного образования в россии

Уровни школьного образования в россии

Уровни школьного образования в россии

Общее образование

Обновлено 28/05/2015 является обязательным. Родители (законные представители) несовершеннолетних обеспечить получение детьми общего образования.

включает в себя четыре уровня:

  1. основное общее образование;
  2. среднее общее образование.
  3. начальное общее образование;
  4. дошкольное образование;

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются . Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. По согласию родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с родителями и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

может быть :

  1. в форме семейного образования.
  2. в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на или по электронной почте .

Мы постараемся на них ответить. Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе .

Специально для вас мы открыли обсуждение .

Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать! 3 ноября 2021 Мы в контакте © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Редакция:

Образование в Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации, согласно статей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который является общественно значимым благом, осуществляется в интересах человека, общества и государства; его основная цель – интеллектуальное, духовное, творческое, физическое и профессиональное . Система образования в России начала складываться еще в средневековой Руси. В Х веке стали массово появляться школы и училища в Новгороде и Киеве.

Славно-греко-латинская академия, появившаяся в 1687 году, стала первым высшим учебным заведением.

В 1804 году указом об образовании была структурирована , после чего она стала похожа на современную, кроме того, было создано два типа бесплатных школ. В дальнейшем система образования продолжала развиваться и видоизменяться.

Система образования Российской Федерации состоит из следующих компонентов:

  • Работники образования (учителя, профессора).
  • Обучающиеся (студенты, школьники) и их родители (как законные представители несовершеннолетних школьников и студентов).
  • Организации, занимающиеся обеспечением образовательной деятельности и оценкой качества (например, РайОНО).
  • Федеральные государственные требования.
  • Общественные объединения, работающие в сфере образования (например, дворцы культуры).
  • Организации, занимающиеся образованием (школы, вузы, техникумы).
  • Образовательные стандарты.
  • Образовательные программы.
  • докторантура.
  • Профессиональное образование:
    • начальное (ПТУ, профессиональный лицей);
    • среднее (техникум, колледж);
    • высшее:
    • бакалавриат (I-IV курс вуза);
    • специалитет (V курс);
    • магистратура (V курс).
    • послевузовское:
    • аспирантура;
    • докторантура.

    Система образования в России продолжает совершенствоваться и развиваться. За этим развитием государство следит на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

    Расходы федерального бюджета на образование также значительно выросли: от 18,5 миллиардов рублей в 1997 году до 500 миллиардов рублей в 2014 году.

    В 2011 году, по уровню чтения и понимания текста учениками начальной школы, Россия заняла второе место среди стран мира. В большинстве остальных исследований образования Россия входит в десятку лучших стран.

    МГУ занимает 25е место в рейтинге лучших университетов мира. Напоследок можно еще отметить, что Россия занимает первое место по доле граждан, имеющих высшее или среднее специальное образование (53,5%), обойдя Канаду, Японию, Израиль и США. Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА Образование, согласно словаря Ушакова, — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение Понятие общения всплывает не только в науках об обществе и человеке, но и в естественных науках Мышление – это вид познавательной деятельности человека Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА Духовное производство.

    Что-то не нашли? Ошибка? Предложения? Мы в соцсетях Calc.ru © 2000-2021

  • среднее (техникум, колледж);
  • бакалавриат (I-IV курс вуза);
  • магистратура (V курс).
  • начальное (ПТУ, профессиональный лицей);
  • среднее (10-11 класс).
  • специалитет (V курс);
  • высшее:
  • начальное (1-4 класс школы);
  • Общее образование (школа):
    • начальное (1-4 класс школы);
    • основное (5-9 класс);
    • среднее (10-11 класс).
  • Дошкольное образование (ясли и детский сад).
  • послевузовское:
  • аспирантура;
  • основное (5-9 класс);

Каковы основные уровни образования в нашей стране?

Анонимный вопрос7 декабря 2018 · 8,4 KИнтересно22,2 KСовременная леди. Увлекаюсь искусством, фотографией.

Имею широкий кругозор и.ПодписатьсяВ Российской Федерации существует следующие уровни образования: дошкольное, начальное общее, основное общеее и среднее общее. Здесь главная задача — формирование общей культуры человека, и подготовка к жизни.

Далее идут ступени профессионального образования: среднее профессиональное и высшее профессиональное.

В высшем профессиональном существует три уровня подготовки кадров высшей квалификации: бакалавриат, специалитет и магистратура.8 · Хороший ответ3 · 7,2 KЕсть среднее профессиональное, когда после 9 класса уходишь из школы и тебе преподают школьную программу плюс профо. Читать дальшеОтветитьКомментировать ответ…Вы знаете ответ на этот вопрос?Поделитесь своим опытом и знаниямиЧитайте также94Преподаватель ЕГЭ и ОГЭ по географии в онлайн-школе «Вебиум» · География — наука о Земле, которая изучает природу, население и его хозяйственную деятельность. В процессе развития география разделилась на на 2, а сразу на 3 направления:

  1. физическая география: геоморфология, метеорология, биогеография
  2. социально-экономическая (или общественная) география: демография, рекреационная, медицинская география; география промышленности, сельского хозяйства, транспорта
  3. общая география: страноведение, геоэкология, картография

8 · Хороший ответ · 8,9 KЭксперт3,2 KПсихолог, кандидат социологических наук, психолог-консультант · А по каким критериям определялось, что оно «уступило»?Вообще, Российское образование построено коренным образом, нежели евро-американское.

И сравнивать их довольно сложно.Я не идеализирую российское образование, но в нем есть несколько ключевых интересных подходов, которые мы можем потерять с полной победой болонской системы. Кроме того, я тут пообщался на одном международном курсе с зарубежными педагогами — поверьте, они как с новым открытием порой носятся с нашими весьма старыми достижениями. Это я про саму педагогику высшей школы.В конце концов, если сравнивать зарубежку и наше образование по нашим критериям (старым, я имею ввиду), возможно — они бы нам проиграли.

Так что все относительно.13 · Хороший ответ19 · 7265,3 KСисадминъ. Анархистъ. Выпендрежникъ. Знатокъ всякаго непотребства. Обладатель.Я самостоятельно, без посторонней помощи, научился формировать маленькие шарики из козявок в носу, и лепить из них человечков.

Данное умение пока не принесло мне ни славы, ни признания, ни прибыли, но я твёрдо верю, что если есть умение и продукт производства, то точно будет и спрос!195 · Хороший ответ36 · 16,6 K95Ни в какой, я давно понял , что жизнь простого человека без связей тяжела и снова тащить эту лямку ,повторять те же ошибки я не хочу (мне 72 года).101 · Хороший ответ13 · 69,4 K915требушитель требухи»Так и знали, что ты ничего в этой жизни не добьёшься»- скажут вам бывшие учителя и нынешние коллеги)))))))))))))))))))))))))))))))))))))140383 · Хороший ответ25 · 33,1 K

Система образования в России

Образование в России — это комплекс обучающих программ, составленные согласно регламенту государственного стандарта образования. Однако в нем есть свои нюансы, с которыми мы попробуем разобраться в этой статье. Российское образование делится на несколько ступеней:

  1. Профессиональное образование
  2. Общее образование
  3. Дошкольное образование
  4. Высшее образование

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, которую предоставляют ясли и детские сады, реже — другие образовательные организации, которые присматривают за детьми и проводят обучение по дошкольной программе.

Каждый родитель имеет возможность отдать ребенка туда, куда посчитает нужным.

В ясли детей можно отдавать с 1 года, там они находятся до 3 лет и далее идут в детский сад. В детском саду малыши заканчивают свое обучение в 6-7 лет. В России дошкольное образование является необязательным, поэтому родители сами решают отдавать своих детей в ясли и детский сад или нет. Также относительно недавно появились предшколы, в которые детей отдают с 5 лет.
Также относительно недавно появились предшколы, в которые детей отдают с 5 лет.

В таких школах детей обучают базовым знаниям чтения и письма. В соответствии с законами Российской Федерации общее образование включает в себя:

  1. Начальное общее образование (от 6 до 10 лет, 1-4 класс)
  2. Полное общее образование (от 15 до 17 лет, 10-11 класс)
  3. Основное общее образование (от 10 до 15 лет, 5-9 класс)

Достигнув возраста шести лет, ребенок получает начальное образование. Свое чадо родители могут отдать в школу, гимназию или лицей.

Гимназия и лицей от школы отличаются тем, что там происходит более углубленное изучение предметов, либо вводят дополнительные предметы, которые пригодятся учащимся, поступающим в высшие учебные заведения.

После окончания начального образования, дети в возрасте 10 лет проходят основное общее образование. Обучение длится 5 лет. По окончании 9 класса ученику выдается аттестат о среднем образовании, с которым он может продолжить обучение в 10 классе школы, гимназии или лицея.

Полное общее образование — это последняя степень общего образования, которая продолжается в течение 2 лет.

Затем в 11 классе ученики сдают экзамены и получают аттестаты о полном среднем образовании. После школы у российских детей есть большой выбор образовательных учреждений, где они могут получить профессиональное образование, которое направлено на подготовку квалифицированных рабочих.

После окончания 9 либо 11 класса дети могут поступить в техникум или колледж. Есть также один нюанс: поступив в колледж или техникум после 11 класса, обучение будет длится меньшее колличество времени, так как учащиеся уже прошли общеобразовательную программу за 10 и 11 класс.

В колледже уровень образования считается выше, чем в техникуме, так как там система обучения больше приближена к высшему образованию. Техникумы более узкопрофильные, уровень образования там считается лишь базовым. В России высшее образование делится на 3 уровня:

  1. Бакалавриат (4 года)

Это законченное высшее образование.

На бакалавриат могут поступать те, кто окончил 11 классов, либо те, кто получил профессиональное образование. По окончанию бакалавра выпускникам выдается лишь диплом с квалификацией.

  1. Специалитет (5 лет)

В отличии от бакалавриата, по окончании специалитета выпускник получает звание дипломированного специалиста.

  1. Магистратура (6 лет)

Магистратура — это второй уровень высшего образования.

В магистратуре могут продолжать учится те, кто закончил бакалавр и специалитет.

В магистратуре можно углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

Высшее образование является последней ступенью образования в России. Исходя из закона Российской Федерации, высшими учебными заведениями (ВУЗ) считаются институты, университеты и академии.

Институт занимается подготовкой специалистов лишь в одной отрасли, например, экономике, психологии, медицине. В этом основное отличие данного типа вуза. В университете, наоборот, охватывается широкий спектр специальностей.

В этом учебном заведении можно получить подготовку по самым разнообразным направлениям. В свою очередь, академия отличается более узким спектром специальностей для одной отрасли хозяйства, например: сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и так далее.

Также существует и неполное высшее образование. Студент получает его в том случае, если он отучился минимум 2 года и по каким-либо причинам не смогу закончить высшее учебное заведение. В заключении, можно отметить, что российская система образования построена так, чтобы каждый гражданин страны при желании имел возможность обучаться.

Ведь при наличии определенных знаний каждый человек может выбрать для себя то учебное заведение и направление, которое его действительно интересует.

Общее образование в России

«Золотая» медаль выпускника средней школы (2011) — вид образования в России, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Общее образование реализуется по уровням образования.

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

В есть тексты по теме В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. ;
  2. общее среднее образование.
  3. основное общее образование;
  4. ;

Отнесение дошкольного образования к общему стало главным отличием от деления образования, принятого в Законе Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и тем самым расширило понятие общего образования в России. Программы общего образования могут реализовывать как государственные и муниципальные образовательные учреждения, так и частные дошкольные организации (программы дошкольного образования) и образовательные организации общего образования (программы дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования). Эти организации осуществляют образовательные программы по данным программам в качестве основного вида деятельности.

Как дополнительную к основной образовательной деятельности программы общего образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации (колледжи, ПТУ, техникумы, профессиональные лицеи) и (вузы). Образовательную деятельность по программам общего образования в качестве дополнительного вида деятельности могут осуществлять

  1. загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации.
  2. организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых,
  3. организации, осуществляющие социальное обслуживание,

Остальные юридические лица в качестве дополнительной из общеобразовательных программ могут осуществлять только образовательную деятельность по программам дошкольного образования. Контрольная работа Формирование содержания образования — сложный составной процесс.

В целом содержание образования определяет (ФГОС), утверждаемый .

На его основе формируется примерная основная общеобразовательная программа (ПООП), которая уточняет и конкретизирует положения ФГОС в рамках образовательного процесса в школе (конкретное распределение предметов по классам, количество часов по ним, общие требования к графику учебного процесса и т. д.). Непосредственное содержание образования с учётом региональных и местных особенностей и потребностей обучающихся определяет конкретная образовательная организация в своей основной общеобразовательной программе, разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учётом ПООП.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Общее образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне их. В образовательных организациях образование может быть получено по очной, очно-заочной или заочной формам обучения.

Вне указанных организаций образование может получено как в форме семейного образования, так и в форме самообразования. Законом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Но ФГОС может быть установлено ограничение на получение конкретного уровня общего образования в той или иной форме получения образования или по форме обучения. Сроки обучения по каждому уровню образования устанавливаются ФГОС.

Для различных форм обучения и отдельных категорий обучающихся, а также при использовании различных образовательных технологий могут быть установлены и разные сроки освоения одних и тех же образовательных программ, что также определяется ФГОС. В 2009—2012 годах были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты по всем уровням общего образования (в то время ещё без дошкольного образования, по которому были приняты федеральные государственные требования).

Новшеством этих стандартов является ориентированность на результат и развитие .

Стандарты устанавливают следующие типы требований к результатам обучающихся:

  1. личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  1. метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  1. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Государственное финансирование общего образования, как и всего образования в целом, осуществляется на нормативной основе в соответствии с государственным заданием на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования, выдаваемым органами государственной власти субъектов федерации. Нормативные затраты определяются ими по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС в расчёте на одного обучающегося и с учётом различных форм обучения и реализации образовательных программ, в том числе и с использованием различных образовательных технологий, типов образовательных организаций, создания в образовательных организациях особых условий для обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также безопасных условий обучения и воспитания и охраны здоровья обучающихся. Также нормативы должны включать затраты на оплату труда и обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в соответствии с особенностями реализуемых программ и новыми требованиями к их осуществлению.

В связи с этим размер нормативных затрат может различаться. Но при этом должен быть фактически обеспечен уровень заработной платы педагогических работников в сравнении с уровнем средней заработной платы в субъекте федерации — уровень зарплаты педагогических работников исходя из норматива не должен быть ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте федерации.

В малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций сельских населённых пунктов, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Также в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» на государственное финансирование могут рассчитывать и частные образовательные организации. Субсидии на возмещение затрат частных общеобразовательных организаций рассчитываются с учётом аналогичных нормативов для государственных и муниципальных учреждений.

Родителям, которые вместо обучения ребенка в школе решили учить его дома самостоятельно по государственным образовательным стандартам (семейное образование) положено государственное пособие, но оно не выплачивается на практике (в его по состоянию на 2017 год не выплачивают).

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование , проводимое в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия.

В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ.

  • . С. 110.

, виды и направления образования (с указанием программ каждого уровня и вида)

  1. программы подготовки специалистов среднего звена
    • программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
    • программы подготовки специалистов среднего звена
  2. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
    • (ранее – ) –
  3. (ранее – ) –

Дополнительное образование

  1. программы повышения квалификации
    • программы повышения квалификации
  2. общеразвивающие программы
  3. предпрофильные программы
  4. и взрослых
    • предпрофильные программы
    • общеразвивающие программы

Профессиональное обучение

  1. Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
  2. Программы повышения квалификации рабочих, служащих

Направления образования в РоссииОрганизация образования в России

    • , , ,
  1. институт повышения квалификации, факультет повышения квалификации
  2. Организация дополнительного профессионального образования
    • институт повышения квалификации, факультет повышения квалификации
  3. Общеобразовательная организация
    • , , , ,
  4. ,
  5. Организация дополнительного образования
  6. , , , , ,
  7. , , , ,
    • ,
  8. Образовательные организации высшего образования
    • , , , , ,
  9. , , ,

Организационное и учебно-методическоесопровождение образования в России

  1. региональный уровень
  2. Аттестация выпускников
    • , , итоговая государственная аттестация студентов вузов
    • региональный уровень
    • муниципальный уровень
  3. муниципальный уровень
  4. Государственный контроль (надзор) в сфере образования
  5. , , итоговая государственная аттестация студентов вузов

История образования в РоссииЭтапы

Уровень образования по данным Росстат

Современная наука понимает значение слова образование двояко:

  1. С одной стороны — это воспитание и обучение личности.
  2. С другой стороны — определённая совокупность полученных человеком в результате процесса обучения, знаний, умений, навыков, ценностных установок.

Существование современного государства невозможно без современного образования и поэтому данная сфера находится под пристальным вниманием правительства и статистиков в любой развитой стране. Российская Федерация не исключение. Статистическая информация о ситуации в области образования отслеживается специалистами Росстата, Министерством просвещения, Министерством науки и высшего образования.

Ежегодно статистиками отдельно подсчитывается:

  1. Количество организаций дошкольного образования и воспитанников в них.
  2. Общее число школ и обучающихся в них.
  3. Число организаций, реализующих программы дополнительного образования.
  4. Количество аспирантов и докторантов.
  5. Количество организаций начального и среднего профобразования и их студентов.
  6. Общее количество вузов и студентов в них.

Для более полной картины, сведения по вышеуказанным категориям нужно рассматривать отдельно.

Это процесс обучения и воспитания детей возраста от 2 месяцев до 7 лет. Оно осуществляется дошкольными образовательными организациями, широко известными как детские сады. По данным статистики, в 2018 году на территории Российской Федерации действовало 47,8 тысяч дошкольных учреждений.

Налицо тенденция сокращения количества детских садов, в 2014 году их было 51 тысяча. Иная картина с количеством воспитанников.

Здесь имеет место рост с 6813,6 тысяч в 2014 до 7582,4 тысяч в 2018 году. За прошедшие годы также несколько возрос процент охвата детей от 1 года до 6 лет дошкольным образованием — с 64,6% в 2014 до 67,2 в 2018.

Если в 2014 году на 1 тыс. детей вышеуказанного возраста приходилось 612 мест в детских садах, то в 2018 639.

Тем самым, проблема обеспечения каждого ребёнка местом в детском саду в нашей стране далеко не решена. Особенно остро вопрос дошкольного образования стоит на селе. Там охват им детей соответствующей возрастной категории на 2018 год составлял 50,9%. Статистика ежегодно даёт ответ на вопрос – сколько школ в России?

Статистика ежегодно даёт ответ на вопрос – сколько школ в России?

Для современной России характерно снижение числа школ. Особенно обвально оно происходило с 2000 года (68804) до 2010 года (50793).

Но и сейчас эта тенденция, к сожалению, продолжается. В 2013/ 2014 учебном году школ было 45149.

А сведения за 2018 дали уже всего 41349.

Причём надо помнить, что в вышеуказанные числа входят данные о числе:

  1. Средних и неполных средних общеобразовательных школ.
  2. Частных школ.
  3. Начальных школ.

Сокращение школ сейчас идёт под лозунгом оптимизации. Главными её жертвами стали малокомплектные сельские школы. Правда бывает и так, что школа не закрывается, а просто становится филиалом соседней более крупной школы.

Но такая ситуация более характерна для городов.

По данному показателю в последние 18–19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек.
На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек.

В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч. Однако судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит.

Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:

  1. вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.
  2. экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;

В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться. В 2018 году ПТУ, профессиональных лицеев, техникумов и колледжей в нашей стране имелось 3658.

По оперативным сведениям статистиков в них обучалось:

  1. В колледжах, техникумах и иных организациях, дающих среднее специальное образование в 2018 году, проходило обучение 2464,3 тысяч человек. Для сравнения укажем, что в 2017 году в учреждениях этого типа училось 2387,4 тысяч студентов.
  2. В учреждениях начального профобразования (ПТУ и лицеях) — 542,1 тысяч студентов (в 2017 году 543,2 тысяч студентов).

Динамика высших учебных заведений за последний исторический период также противоречива.

Сначала их количество росло, составив на начало 2000/2001 учебного года 965, а на начало 2010/2011 -1115. В дальнейшем из-за поглощения мелких вузов более крупными, а также вследствие ужесточения политики государства в данной сфере количество организаций стало падать.

На начало 2018/2019 учебного года их было всего 741.

Такая же тенденция была и по количеству студентов — 4741,4 в 2000/2001 учебном году и рост до 70049,8 тысяч человек в 2010/2011 учебном году, а также падение до 4161,7 тысяч в 2018/2019 учебном году.

В результате общее число людей с высшим образованием может в среднесрочной перспективе снизится.

С 2012 года последовательно сокращается численность аспирантов и докторантов.

В вышеуказанном году их было 146754 и 4554 человек соответственно. А в 2018 – 90823 и 1048 человек.

Этот процесс вызван отчасти некоторым ужесточением политики в области защиты диссертаций, отчасти кризисными проявлениями в российской науке. Если говорить об общей динамике развития Российского образования, то она скорее отрицательная. Свидетельством тому сокращение большинства видов образовательных организаций, которое невозможно объяснить только лишь оптимизациями и слияниями.
Свидетельством тому сокращение большинства видов образовательных организаций, которое невозможно объяснить только лишь оптимизациями и слияниями. Надо признать, что такое состояние образования соответствует общему состоянию Российского государства.

Вряд ли можно сделать какой-либо точный прогноз развития образовательной системы нашей страны. Оно зависит от конкретных действий правительства. Одно можно сказать относительно точно — при сохранении нынешней политики процесс постепенной деградации образовательной сферы в России продолжится.

Оценка статьи:

(8 оценок, среднее: 3,63 из 5)

Загрузка. Поделиться с друзьями: Твитнуть Поделиться Поделиться Отправить Класснуть

Особенности школьной системы образования в нашей стране

С включением в 2013 году дошкольного образования в структуру общего образования термины «школьное образование в России» и «общее образование» с юридической точки зрения перестали быть синонимами.

Общее образование направлено на всестороннее развитие личности, основанное на овладении в процессе учебы знаниями, умениями, навыками, необходимыми для социализации и осознанного выбора профессии.

Российские школы дают детям общее образование начального, основного и среднего уровня.

Полное школьное среднее образование (общее) — это 11 классов, неполное (основное) — 9. Учреждения, реализующие стандартные учебные программы, называются средними школами. Организации, дополняющие базовый курс специальными дисциплинами, имеют статусы лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов.

До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет — в основной и 2 года — в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения:

  1. вторая — 5 лет основного обучения;
  2. первая — 4 года начального образования;
  3. третья — 2 года среднего, или полного, образования.

В соответствии с 5-й частью 66-й статьи Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное, основное и среднее общее образование обязательны для всех граждан РФ, но третью ступень можно освоить в рамках учебных программ ссузов, принимающих на обучение после 9 классов.

Тем не менее по Конституции РФ (ст. 43, п. 4) обязательным признано только основное (9 классов) среднее образование, а это значит, что учиться дальше никто не должен.

Больше того, если ученику исполнилось 15 лет, он может не продолжать учебу в школе для того, чтобы получить аттестат. Это уточнение делается в . Уйти из школы, не закончив девятый класс, ученик может, но без неприятностей не обойтись. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органами исполнительной власти «не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству» — это цитата из 6-го пункта 66 статьи закона об образовании.

Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органами исполнительной власти

«не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству»

— это цитата из 6-го пункта 66 статьи закона об образовании. Так же неоднозначно обстоят дела и с обязательностью общего среднего (полного) образования. Если исполнилось 18 лет, то учеба становится делом исключительно добровольным и 11 классов принудительно никто не должен заканчивать — такая поправка содержится в всё той же 66 статьи ФЗ об образовании.

В первый класс идут дети в возрасте 6,5-8 лет. Учеба в начальной школе длится четыре года.

Задача педагогов сводится к предоставлению детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. Его дает изучение следующих предметов:

  1. музыка;
  2. хотя бы один иностранный язык.
  3. окружающий мир;
  4. чтение;
  5. труд;
  6. физкультура;
  7. письмо;
  8. азы математики (арифметика);
  9. искусство и хореография;

С учениками занимается постоянный педагог, ответственный за коллектив и преподающий большинство предметов, кроме музыки, физической культуры, хореографии, иностранного языка.

Дети учатся в одном классе, покидают его только для занятий по специальным дисциплинам (музыке, труду и т.

д.). Количество академических часов редко превышает 4 в день.

Современная система школьного образования в России основному курсу отводит 5 лет обучения — до 9 класса включительно.

За это время ученики приобретают

базисные знания по программным дисциплинам. Почти во всех школах учебный процесс примерно одинаков и проводится по предметно-кабинетной методике: урок за уроком дети перемещаются из одной аудитории в другую.

У каждого класса есть свой классный руководитель.

Это преподаватель, освобожденный от педагогической практики или ведущий свой предмет, но по совместительству отвечающий за вверенный ему коллектив и способный оперативно решать организационные и административные вопросы.

По окончании этапа обучения в основной школе ученики проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме основного государственного экзамена — ОГЭ. В случае удовлетворительной сдачи выпускники получают аттестат об основном общем образовании. После окончания основной школы ученики могут перейти в старшие классы или продолжить обучение в ссузах (средних специальных учебных заведениях).

В двухлетней старшей школе учащиеся усиленно готовятся к поступлению в вузы.

Учебный курс предполагает дальнейшее изучение основных предметов и знакомство с

новыми дисциплинами. Ежедневно у старших школьников может быть по 7 уроков. В последние годы предпринимаются попытки сделать обучение в старших классах профильным, чтобы ученик мог выбирать направление учебы, исходя из собственных наклонностей или специализации вуза, намеченного для поступления после окончания школы.

Завершается обучение Единым госэкзаменом (ЕГЭ).

Математика и русский язык обязательны, остальные предметы сдаются добровольно в качестве вступительных экзаменов в вузы. По окончании последней ступени обучения каждый успешный выпускник получает документ о полном (среднем) общем обучении — аттестат, который подтверждает, что знания освоены в полном объеме, и содержит список отметок по всем изученным предметам. Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков.

Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности.

В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией. В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач:

  1. дает подготовку для начала профессиональной деятельности;
  2. обогащает рутинное преподавание творческим образовательным процессом, основанным на нестандартных учебных программах;
  3. прививает ребенку желание целенаправленно использовать свое свободное время;

служит почвой для расширения взаимодействия с педагогами. Читайте далее Отзывы и обсуждения

Ступени образования в РФ

27 февраля 2018Что представляет собой система образования в России?Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

  1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ГОС) различного уровня и направленности;
  2. сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  3. органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

ГОСы разрабатываются и уточняются не реже одного раза в 10 лет (ст 7 закона «Об образовании»), а ГОСы ВПО фактически 1 раз в 5-6 лет.На основании ГОСов, в которых приводится обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы, разрабатываются соответствующие образовательные программы.

ГОСы являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.Содержание образования определенных уровней и направленности (например: биология, химия, физика и т.п. для системы высшего образования) определяют образовательные программы (ОП), которые подразделяются на:общеобразовательные (основные и дополнительные) профессиональные (основные и дополнительные)Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.К общеобразовательным относятся программы:

  1. дошкольного образования;
  2. начального общего образования;
  3. основного общего образования;
  4. среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.К профессиональным относятся программы:

  1. среднего профессионального образования;
  2. высшего профессионального образования;
  3. послевузовского профессионального образования.
  4. начального профессионального образования;

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования,самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

  1. 4) учреждения дополнительного образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
  2. дошкольные;
  3. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  4. учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования;

Остановимся на понятии ступени образования.

В ст. 14 п.2 закона «Об образовании» говорится: «Содержание образования должно обеспечивать … формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира».Выделяются ступени образования:

  1. начального профессионального образования,
  2. начального общего,
  3. основного общего,
  4. среднего (полного) общего,

на которые осуществляется прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Таким образом из этих статей закона можно понять, что «ступени» и «уровни» образования здесь используются как синонимы.В п.5. ст.27 закона «Об образовании» говорится: «В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы)

  1. среднее профессиональное образование
  2. начальное профессиональное образование
  3. высшее профессиональное образование
  4. послевузовское профессиональное образование»
  5. основное общее образование
  6. среднее (полное) общее образование

В этой статье уже не упоминается начальное общее образование (как в ст.

16). По-видимому, разработчики закона его рассматривают как ступень (уровень) образования, но ни как образовательный ценз.Таким образом, если еще раз прочитать преамбулу к закону «Об образовании», п.5 статьи 27, и п.2 статьи 14 то можно сделать вывод, что образовательный уровень, ступень образования и, в какой то степени, образовательный ценз – синонимы.Интересен присутствующим по-видимому будет и п.21 статьи 50 Закона «Об образовании»:«Правом на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования данного уровня (ступени) обладают обучающиеся, поступившие в образовательные учреждения следующего уровня (ступени)».

11 классов школы: какое это образование

Как ни странно, далеко не все ученики 10 и 11 классов средней школы знают, как называется образование, которое они получают. А раз на такой простой вопрос подчас не могут ответить даже без пяти минут взрослые люди, то что уж говорить о тех, кто помладше. Эта статья поможет подросткам, а возможно и их родителям, разобраться в особенностях общего образования в России.

Как и в большинстве стран, среднее образование в РФ многоступенчатое, причем на каждом этапе перед педагогами ставятся новые задачи.

Так, детские сады призваны помочь ребенку адаптироваться в социуме и подготовиться к школе. В начальных классах дети приспосабливаются к учебному процессу и привыкают работать как на уроках, так и самостоятельно дома.

В старшей школе большое внимание уделяется выбору будущей профессии.

Детский сад – первый шаг ребенка в образовательном процессе. Здесь малыши учатся выстраивать отношения с окружающими и самостоятельно познавать мир, получают начальное культурное и эстетическое воспитание.

Учебная программа в садах ненасыщенная и рассчитана всего на 2-3 часа в день. Дети рисуют, лепят, мастерят, поют и танцуют.

В последний год перед школой они учатся азам чистописания и чтения. По правилам, в детский сад ребенок ходит с 2 до 7 лет. Посещать дошкольные учреждения в России необязательно, этот вопрос решают родители.

Но даже если они не против, мест в садах часто не хватает, и ребенок остается дома.

Если мама и папа при этом не развивают малыша сами, в начальную школу он попадает неподготовленным и отстает от большинства сверстников. Базовое образование, которое готовит ребёнка к изучению сложных для него наук.

Именно с 1 по 4 класс у детей окончательно формируются навыки самостоятельной работы. В начальную школу в России принимают с 6 с половиной лет.

Учеба здесь длится четыре года. При поступлении ребенок проходит тестирование, в ходе которого психологи определяют уровень его интеллектуального развития.

Первое полгода школьникам не выставляют отметки, но далее знания уже оцениваются по общепринятой пятибалльной системе. Со второго класса современные методисты нередко включают в образовательную программу иностранный язык и уроки компьютерной грамотности. Девятилетний курс, по завершении которго ребенок получает документ о неполном среднем образовании.

С ним можно продолжить учебу в техникуме, колледже или училище, чтобы освоить там профессию.

В конце 9 класса выпускники проходят государственную аттестацию и сдают ОГЭ по всем основным дисциплинам. Провалив госэкзамен, ученик имеет право его пересдать. Девятилетка в России обязательна.

Это и есть то образование, которое получают в 10 и 11 классах.

Последние в совокупности также именуют старшей школой, а пойти в неё могут подростки, успешно сдавшие ОГЭ. По окончании одиннадцатилетки школьник получает аттестат, который дает ему право поступать как в среднее специальное, так и в высшее учебное заведение. Решение о продолжении учебы в старшей школе принимает девятиклассник и его родители.

Педагоги могут дать рекомендации по поводу дальнейшего обучения и помочь определиться.

Окончить 11 классов необходимо тем, кто сразу после школы намерен поступать в вуз. А вот для ребят, которые решили сначала получить специальность в колледже или техникуме, подойдет и девятилетка. Выпускникам с 11 классами образования открыта дорога в любой вуз, надо лишь сдать все необходимые экзамены.

Можно поступить и в среднее специальное учебное заведение, тем более на некоторые отделения даже там принимают лишь по окончании старшей школы. Подводя итог, можно отметить, что одиннадцатилетка дает комплексные фундаментальные знания по основным дисциплинам. Учатся в старшей школе преимущественно те, кто намерен в дальнейшем получать сложную, требующую высшего образования профессию.

Хотя в последнее время интерес российских учеников к средним специальным учебным заведениям повышается.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+