Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Видами экологической экспертизы в соответствии с законом являются

Видами экологической экспертизы в соответствии с законом являются

Видами экологической экспертизы в соответствии с законом являются

Экологическая экспертиза: понятие, цели, организация и проведение


Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза. В соответствии со ст. 4 Закона об экологической экспертизе в России осуществляется как государственная, такії общественная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза в Российской Федерации в области охраны окружающей среды является главным правовым средством предупреждения экологического вреда и обеспечения учета экологических требований при принятии решений.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, поскольку, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний. Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества. Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Цель экологической экспертизы — обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека. Принципы экологической экспертизы, закрепленные в законе, сформулированы применительно к основному виду экологической экспертизы — государственной экспертизе.

За незначительным исключением, они могут быть использованы и в иной эколого-экспертной деятельности. Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах: обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экспертизы;

  1. — независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  2. — достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  3. — презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  4. — обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  5. — комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

  1. — ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за ее организацию, проведение и качество.
  2. — гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ, сооружений, материалов и т.д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека.

Закон предусматривает открытие финансирования и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной экологической экспертизы; во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы. Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей среды, и прежде всего на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающем приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду. Независимость экологической экспертизы призвана обеспечивать свободу волеизъявления экспертной комиссии.

Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами.

Экологическая экспертиза во всех случаях должна отстаивать принципы охраны окружающей среды, нормативы качества окружающей среды.

Широкая гласность в существовании и функционировании объекта или предполагаемом его появлении, назначении по данному поводу государственной экологической экспертизы вытекает из обязанности государственных органов охраны окружающей среды об обеспечении населения необходимой и своевременной экологической информацией. Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении экологической экспертизы.

Формы такого участия многообразны: рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о проведении экспертизы; включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения, общественных объединений с результатами экологической экспертизы, проведение референдумов и др. Проведение государственной экологической экспертизы устанавливается:

  1. — приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717».
  2. — приказом Минприроды РФ от 30.10.2008 № 283 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня»;
  3. — постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698;
  4. — постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717;

Эти документы разработаны в соответствии с Законом об экологической экспертизе, иными нормативными правовыми актами РФ. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты (документация и материалы), определенные в соответствии со ст.

11 12 Закона об экологической экспертизе. Предусматривается экспертиза как федерального уровня, так и регионального (субъектов РФ).

Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.

Государственная экологическая экспертиза объектов проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе. Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно запрашивают документы в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе.
Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно запрашивают документы в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе.

Экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 15 дней после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы не изменяется в случае, если федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов РФ запрашивают необходимые для проведения государственной экологической экспертизы документы (сведения, содержащиеся в них) самостоятельно.

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы и не должен превышать три месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов РФ для проведения экологической экспертизы конкретного объекта. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.

Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты — по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов РФ.

Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов РФ. Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обеспечивают качественное проведение экспертизы и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии, в том числе:

  1. — разрабатывают задание экспертам на проведение экспертизы;
  2. — организуют в случае необходимости выезд на место членов экспертной комиссии;
  3. — составляют календарный план работы экспертной комиссии;
  4. — формируют экспертные группы по основным направлениям экспертизы;
  5. — обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополнительной информации;

организуют проведение заседаний экспертной комиссии и оформляют протоколы этих заседаний.

Экспертная комиссия определяет:

  1. — соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей среды;
  2. — достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.
  3. — полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;

Заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, подписываемыми руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии. Заключения экспертов и экспертных групп рассматриваются на заседаниях экспертной комиссии.

Каждое рабочее заседание экспертных групп оформляется протоколами и явочными листами, которые подписываются руководителем группы.

При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего он является заключением, подготовленным экспертной комиссией. Положительное заключение государственной экологической экспертизы не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации намечаемых решений.

При наличии замечаний экспертов по проекту заключения экспертной комиссии он дорабатывается и подписывается руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее членами. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение».
При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы.

Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:

  1. • допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;
  2. • возможности реализации объекта экспертизы.
  3. • о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей среды;

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:

  1. • недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
  2. • о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;

Заключение, подготовленное экспертной комиссией, с особыми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания экспертной комиссии передаются в экспертное подразделение для подготовки проекта приказа об утверждении этого заключения. Заключение экспертной комиссии (группы) не может быть изменено без согласия лиц, его подписавших.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов РФ приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям Закона об экологической экспертизе и иных нормативных правовых актов РФ. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы, имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов РФ, проводящими конкретную государственную экологическую экспертизу.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику.

Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, — кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Экологическая экспертиза: виды, цели и этапы процедуры

Экологическая экспертиза — способ выявления вредоносных факторов, которые могут влиять на здоровье человека.

Комплексное обследование вашей недвижимости позволит обезопасить себя и своих близких от вредных веществ.

Перед началом строительства дома позаботьтесь о выборе экологически чистого земельного участка. Отдельные экологические анализы позволят выявить возможные химические и микробиологические загрязнения. Измерение физических факторов выявляет потенциальные опасности и источники загрязнения. Хотите заказать экологическую экспертизу?
Хотите заказать экологическую экспертизу? Обращайтесь к профессионалам своего дела, которые имеют большой опыт, собственную лабораторию и отработанную схему работы.

Сегодня во всем мире большое внимание уделяется экологии и соблюдению природоохранных норм.

Любая человеческая деятельность должна оказывать минимальное воздействие на окружающую среду, и сейчас это ни у кого не вызывает сомнений.

Для определения степени воздействия существует экологическая экспертиза – комплекс мер, призванных подтвердить безопасность объектов и производственных процессов. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет это понятие так: «Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду».

В нашей стране осуществляются государственная, общественная, ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза.

  1. Государственная

Ее проведение обязательно для всех строительных объектов. Она осуществляется экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзором) в установленном законодательством порядке.

  1. Общественная

Общественная экспертиза вовлекает всех заинтересованных лиц в процесс принятия экологически значимых решений.

Она проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления. Экспертиза осуществляется в отношении объектов государственной экологической экспертизы за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну.

  1. Ведомственная

Ведомственная экологическая экспертиза зачастую имеет технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта, в котором заинтересовано какое-либо ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы.

  1. Научная

Научная экологическая экспертиза проводится для того, чтобы проверить определенные научные факты.

Она не имеет строго регламентированных Законом положений.

  1. Коммерческая

Коммерческая экологическая экспертиза, как и научная, законодательством не регулируется и проводится добровольно для того, чтобы узнать, насколько безопасен тот или иной объект для людей и природы. Коммерческая экспертиза – весьма востребованная услуга, которую оказывают специализированные компании.

На этом виде экспертизы мы остановимся подробнее. Кому, когда и зачем может потребоваться коммерческая экологическая экспертиза?

На практике большинство заказчиков – владельцы недвижимости, которые хотят быть уверенными в том, что жить и работать в здании безопасно.

Это не пустое любопытство – случаи, когда в квартирах, офисных помещениях, частных домах или на дачных участках обнаруживались следы опасных химических веществ, болезнетворные бактерии, повышенные радиационный фон и электромагнитное излучение, совсем не редкость. Какие объекты можно проверить на чистоту и безопасность?

Какие объекты можно проверить на чистоту и безопасность?

  1. производственные помещения и линии;
  2. земельные участки;
  3. квартиры;
  4. загородные дома;
  5. автомобили.
  6. офисные помещения;

Существует немало ситуаций, в которых желательно проведение экологической экспертизы.

Например, перед покупкой или продажей недвижимости или земельного участка. Особенно это актуально для тех, кто покупает жилую недвижимость. Так, нередки случаи, когда из-за использования низкокачественных строительных и отделочных материалов уровень токсинов в новостройках превышает нормы, жилье на вторичном рынке заражено плесневым грибком, а земельные участки обладают повышенным радиационным фоном.

Владельцы недвижимости, особенно жилой, заказывают экспертизу при появлении неприятного запаха в квартире или доме, при обострении аллергических реакций, а также перед подготовкой апартаментов к появлению детей.

Проведение экологических исследований также рекомендовано застройщикам перед постройкой домов (экспертиза земельных участков), владельцам предприятий фармацевтической и медицинской отрасли, компаниям, собирающимся организовать на участке пляж, санаторий, курортное или лечебное учреждение, арендаторам лесонасаждений, владельцам земельных участков, на которых расположены водоемы и пастбища, владельцам зданий, предназначенных для организации детских учреждений.

Экологическая экспертиза – сложный комплекс мероприятий, который включает в себя лабораторные анализы и измерения с помощью высокоточных приборов. В ней принимают участие разные специалисты – биологи и химики, физики и экологи. Проверке подлежат как управляемые (чистота воды и почвы, наличие токсинов), так и неуправляемые (эрозия почв, радиационное загрязнение) факторы.

Все анализируемые показатели можно разделить на три группы.

  1. Микробиологические. Микробиологи проверяют наличие в воздухе и воде болезнетворных бактерий, спор плесени и других биологических загрязнений.
  2. Физические. Выявляются уровень радиации, шума, вибрации, электромагнитных излучений, степень освещения и особенности микроклимата.
  3. Химические. При помощи лабораторных анализов специалисты определяют наличие химических загрязнений (например, наличие ртути, тяжелых металлов, фенола, формальдегида, аммиака). Проверяется также вода, которая может быть загрязнена нефтепродуктами, иметь повышенный уровень солей, железа, хлора и марганца.

Кстати Мало кто знает, что самые обычные объекты могут быть потенциально опасны для здоровья. В эту «группу риска» входит антикварная мебель и новые предметы обстановки, включая ковры и ковровые покрытия, а также изделия из мрамора.

Поскольку чаще всего экологическую экспертизу заказывают владельцы и покупатели недвижимости, мы остановимся на процессе предпродажной проверки жилых и офисных помещений подробнее. Стандартное исследование квартиры включает в себя измерение электромагнитных полей промышленных частот, источниками которых могут быть бытовые приборы, неправильно проведенная электропроводка, близлежащие трансформаторные подстанции и другие объекты, химико-газовый и микробиологический анализ воздуха, замеры уровня шума и радиационного фона.

Как правило, экологическая экспертиза коттеджа включает в себя те же анализы и замеры, что и экспертиза квартиры, плюс анализ воды на химические и бактериологические показатели и измерение ЭРОА радона – радиоактивного газа, часто скапливающегося в подвальных помещениях и проникающего туда из разломов земной коры. При обследовании офиса обычно замеряются электромагнитные излучения низкой частоты, источниками которого являются компьютеры, электропроводка, сервера и оргтехника, проводится химико-газовый анализ воздуха на наиболее типичные загрязнители, поступающие с уличным воздухом, через системы воздуховодов, выделяющиеся в результате работы оргтехники, осуществляются замер уровня радиации и микробиологический анализ воздуха. Производственный контроль – это контроль исполнения юридическими лицами в ходе хозяйственной деятельности санитарных правил и гигиенических нормативов.

Рекомендуем прочесть:  Потребление воды в гвк

Эта процедура проводится согласно санитарным правилам СП 1.1.1058-01

«Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

. Помимо лабораторных тестов и инструментальных замеров он включает в себя контроль:

  1. санитарно-эпидемиологических заключений;
  2. информирования населения и органов местного самоуправления об аварийных ситуациях.
  3. наличия сертификатов;
  4. обоснований безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологий ее производства;
  5. ведения отчетности, установленной законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
  6. личных медицинских книжек сотрудников;

Большинство компаний, специализирующихся на экологической экспертизе, предлагает клиентам стандартные пакеты услуг для разных ситуаций и объектов, но при желании всегда можно заказать дополнительные исследования.

Однако следует понимать, что это увеличит и стоимость, и сроки проведения экспертизы. Если вы хотите получить добросовестную экологическую экспертизу, обращайтесь к тем специалистам, которые имеют большой опыт, собственные лаборатории и отработанную схему работы. Мы рекомендуем обратить внимание на группу компаний — одну из самых надежных и известных организаций на рынке экологической экспертизы.

Мы рекомендуем обратить внимание на группу компаний — одну из самых надежных и известных организаций на рынке экологической экспертизы.

В 1997 году она начала формировать в России рынок экологической экспертизы, и благодаря ей уже более 11 000 домов, квартир и офисов стали экологически безопасными и комфортными. В 2021 году анализы воздуха и воды, замеры уровня электромагнитного излучения, радиации, шума и освещенности, оценка параметров микроклимата в домах и квартирах стали новым трендом и логичным следующим шагом после здорового питания и занятий спортом.

У EcoStandard group есть собственный аккредитованный лабораторный центр и штат высококлассных химиков, микробиологов и инженеров-экологов, в том числе выездных. Возможность выполнять все работы без привлечения подрядчиков позволяет гарантировать высокое качество и не завышать цены. Так, анализ воздуха в доме стоит от 6 500 рублей, воды – от 4 500 рублей, комплексное обследование жилья – от 14 500 рублей.

Специалисты компании не просто делают анализы и высылают технический отчет, но и объясняют результаты, сравнивают их с государственными нормативами и дают практические советы, как улучшить экологическую обстановку в помещении.

Амелёхин Леонид Александрович Ответственный редактор

Понятие, виды и принципы экологической экспертизы

» » » Экологическая функция государства заключается в обеспечении безопасности природной среды.

В процессе исполнения данной функции государственные органы применяют в своей деятельности различные способы и методы. К ним относится и экологическая экспертиза, как превентивная мера, позволяющая избежать нанесения значительного ущерба экологии.

В настоящей статье рассмотрены понятие, виды и принципы экологической экспертизы. Содержание Понятие экологической экспертизы дается в ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ.

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Цель проведения экспертизы прописана в данной норме и заключается в предотвращении негативного воздействия вышеуказанной деятельности на окружающую среду. Экологическая экспертиза, как вид государственного контроля, позволяет установить следующие моменты:

  1. оценено ли всесторонне воздействие планируемой деятельности на природу и население;
  2. имеются ли противоречия между намечаемой деятельностью и действующим экологическим законодательством;
  3. насколько полно предусмотрены меры для предотвращения нанесения вреда окружающей среде.
  4. допустимо ли реализовывать деятельность, которая является объектом исследования;
  5. соответствует ли деятельность всем требованиям нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды и гарантируется ли безопасность;

Таким образом, основное значение экспертизы заключается в получении ответа на вопрос: возможно ли реализовать проект с учетом безопасности и его соответствия экологическому законодательству.

Выделяют следующие виды экологической экспертизы:

  1. государственная:
  1. — региональная;
  2. — федеральная;
  1. общественная;
  1. научная;
  2. коммерческая.
  3. ведомственная;

Ведомственная экологическая экспертиза может быть инициирована ведомством, если в дальнейшем потребуется представить документацию для экспертизы государственного уровня. Научная – назначается отдельными учеными, учреждениями научного профиля или вузами и носит информационный характер.

Коммерческая – проводится по инициативе организации или учреждения с целью получения предварительных выводов о безопасности намечаемой деятельности.

Для получения наиболее полных, обоснованных и точных выводов участники экологической экспертизы при проведении исследования должны руководствоваться следующими принципами:

  1. 4. Принцип достоверности и полноты информации, предоставляемых экспертам, адресован заказчику и обязывает его представить на экспертизу не искаженную и не вызывающую сомнений информацию, соответствующую требованиям законодательства, учитывая все особенности объекта, в объеме, достаточном для того, чтобы выполнить требования закона об охране окружающей среды. Полной считается информация об объекте, которой может и должен обладать заказчик, планирующий осуществление данной деятельности, с учетом соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. Также при предъявлении требования о полноте предоставления информации необходимо учитывать действующее законодательство ( Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»; Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). Эксперт государственной экологической экспертизы обязан обеспечить конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу. Достоверность и полнота информации – важнейший элемент проведения данной процедуры, поэтому, если данный принцип не соблюден, экспертиза не проводится.
  2. 8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Принцип гласности устанавливает обязанность субъектов экологической экспертизы выполнять требования законодательства об информировании заинтересованных сторон о проводимой процедуре, участии общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Несоблюдение данного принципа является правонарушением и, соответственно, основанием для привлечения виновных лиц к ответственности. Сущность гласности проявляется в информировании граждан, общественных организаций, государственных органов и населения в целом по организации экологической экспертизы. Информация должна быть направлена на удовлетворение потребностей общества – защита права на благоприятную окружающую среду, принятие решения о проведении экспертизы, сообщение о результатах.
  3. 1. Принцип презумпции потенциальной опасности для экологии намечаемой деятельности означает, что эксперты должны исходить из того, что данная деятельность может нанести вред окружающей природной среде. В связи с этим, экспертам предстоит выявить всевозможные виды потенциального вредного воздействия и установить его масштабы. Исходя из полученных данных, они должны предложить меры по охране природной среды от выявленного вредного воздействия, а также рекомендовать способы рационального использования природных ресурсов.
  4. 9. Принцип ответственности за процесс проведения экспертизы и её качество направлен на всех участников экспертизы. Он гарантирует, что участники государственной экологической экспертизы понесут предусмотренную законодательством РФ ответственность в случае несоблюдения ими принципов и порядка проведения экспертизы.
  5. 2. Принцип обязательного проведения экологической экспертизы до начала деятельности по реализации объекта, если в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» данный объект подлежит государственной экологической экспертизе. Принцип предварительности экспертизы решению о реализации её объекта означает, что заказчик до проведения исследования не имеет права принимать решение об осуществлении планируемой деятельности и заниматься такой деятельностью. Специально уполномоченные органы в отношении объектов, перечисленных в законе, обязаны организовывать и проводить экологические экспертизы. Отказ заказчику в проведении экспертизы такого объекта является незаконным.
  6. 5. Принцип независимости экспертов при осуществлении своих полномочий закрепляет противоправность вмешательства в работу эксперта, которую он выполняет в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на проведение экологической экспертизы либо указанием экспертной комиссии, руководителем группы. Выводы эксперта не могут быть продиктованы кем-либо или навязаны ему, он свободен в своих оценках.
  7. 3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду проверяемой деятельности и последствий означает обязанность экспертов изучить всесторонне виды и масштабы предполагаемого воздействия на окружающую среду. Хотя принцип распространяется как на государственную, так и общественную экологическую экспертизу, но, в первую очередь, данное требование адресовано органам и комиссиям первой.
  8. 7. Принцип законности – базовый принцип проведения экологической экспертизы. Так как именно соблюдение данного принципа обеспечивает юридическую силу заключения данного исследования. Заказчик, занимаясь планированием и проектированием будущей деятельности, обязан соблюсти все требования действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В дальнейшем, эксперты, проводящие экспертизу, при соответствии планируемой деятельности законодательству, принимают положительное решение о реализации проекта. В случае, когда выявлены нарушения экологических требований, они должны быть отображены в заключении, с четким разъяснением, в чем именно проявилось несоответствие. Государственный орган, принимающий решение по конкретному объекту экспертизы, обязан опираться на мнение экспертов. В такой ситуации уполномоченный государственный орган не вправе дать разрешение на реализацию объекта, так как не имеет законного основания и может быть оспорено в суде. Положительное решение в подобном случае свидетельствует о том, что не реализуется конституционное право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
  9. 6. Принцип научной обоснованности и объективности заключений экологической экспертизы. Принцип научной обоснованности означает, что изложенные в заключении выводы экспертов должны быть научно аргументированными, то есть соответствовать законодательству в области охраны окружающей среды, содержать собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых. Принцип объективности заключения экспертизы предполагает беспристрастную и непредвзятую оценку объекта, представленного на экспертизу.

Данные принципы экологической экспертизы гарантируют, что эксперты будут обеспечены информацией в достаточном объеме, чтобы обнаружить все возможные виды вредного влияния намечаемой деятельности, либо, наоборот, будут установлены признаки безопасности подобной деятельности для окружающей среды.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+